ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат ИЗ ИЗРЕЧЕНИЙ ПРОРОКА МУХАММЕДА (МИР ЕМУ)
«Кто избавит того, кто уверовал от печали из печалей этого мира, того Аллах избавит от одной из печалей Судного дня. Тому, кто принесет облегчение нуждающемуся, Аллах принесет облегчение в этой жизни и последующей. Аллах помогает Своему рабу, пока раб помогает брату своему» (Муслим)
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    search
    НАМАЗ
    подразделы рубрики

    Вводная часть
     молитва-намаз

    Намаз - самоучитель
     тахарат (омовение)
     азан
     порядок намаза (часть 1)
     порядок намаза (часть 2)
     порядок намаза (часть 3)
     порядок намаза (часть 4)
     порядок намаза (часть 5)
     молитвы по времени
     порядок действий в намазе
     кол-во ракаатов по намазам
     самоучитель - авторские права

    ОСНОВЫ ИСЛАМА >> на главную  
    ЛИЧНОСТИ / Выйти

    ОСНОВАТЕЛИ МАЗХАБОВ

    Мазхаб – богословско-правовая школа; в широком смысле - путь, по которому следует мусульманин. В правовых вопросах (фикх) с точки зрения Ислама допускаются различные обоснованные мнения, методы и заключения.

    Это зафиксировано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему), который, назначая Му`аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) судьей в Йемен, спросил у него о том, каким образом он будет выносить решения. Тот ответил, что сделает это на основании Корана, Сунны, а если не найдет буквального решения проблемы в этих источниках, то прибегнет к иджтихаду – т. е. вынесет решение на основании своего анализа Божественного Откровения. И Посланник Аллаха (мир ему) одобрил этот подход.

    В результате развития исламского права в рамках ахли сунна валь-джама’а (суннизма) оформилось 4 правовых школы (мазхаба): ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалисткий.

    Ханафитский мазхаб. Эпоним – Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения. Его метод вынесения правовых предписаний был основан на следующих источниках:

    1. Коран;

    2. Сунна (при тщательном отборе хадисов);

    3. высказывания сподвижников (сахабов) Пророка Мухаммада (мир ему); утверждения таби`унов (следующее поколение за сахабами) не равны высказываниям сподвижников, так как они непосредственно не общались с Посланником Аллаха (мир ему).

    4. кыяс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решенной);

    5. истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения);

    6. иджма (единое мнение богословов);

    7. ´урф (традиционно распространенные мнения).

    Почти все наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. В сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли сахибайн («два ученика») – Абу Йусуф и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани.

    Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе – четкая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа; Абу Йусуф; аш-Шейбани; другие). Если по какой-либо проблеме возможно применение как кыяса, так и истихсана, то в большинстве случаев приоритет отдается истихсану.

    В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдается наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях. В основном отдается предпочтение над ними истихсану.

    Благодаря усилиям учеников Абу Ханифы его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной решить практически все проблемы фикха. Ханафитская школа поощрялась Аббасидами, заинтересованными в правовой основе государства.

    Абу Йусуф был поставлен халифом Харуном ар-Рашидом верховным судьей (кадием) Багдада и сам назначал судей в провинции, отдавая предпочтение представителям своего мазхаба, и тем самым способствуя его распространению. В Османской и могольской империи ханафитский мазхаб получил государственный статус. Большинство современных мусульман – последователи именно этого правого толка.

    Абу Ханифа (80/699–150/767) – выдающийся мыслитель, мухаддис (хадисовед) и правовед. Полное имя Ан-Ну`ман ибн Сабит аль-Куфи, известен также как Имам А`зам. Родился в Куфе в семье богатого торговца щелком. Получил блестящее общее и богословское образование; согласно некоторым источникам, в юности встречался и слушал последних сподвижников Пророка (мир ему), за что некоторые ученые относят его к поколению последователей (таби`ун).

    В 22 года стал учеником выдающегося иракского богослова Хаммада ибн Аби Сулаймана, в кружке которого провел 18 лет, а затем 10 лет возглавлял последний, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры. В 747–748 г. находился в Мекке, спасаясь от преследований Ибн Хубайры, наместника Ирака.

    После утверждения `Аббасидов вернулся в Ирак. Отказался от предложенных халифом Мансуром должностей, был заточен в тюрьму и даже высечен, несмотря на возраст и положение. Вскоре после этого скончался.

    Автор первого сочинения по исламской догматике «Аль-Фикх аль-Акбар», где сформулированы основные положения суннитского вероучения о Единобожии, атрибутах Аллаха, о Коране как Слове Божьем, о всемогуществе Аллаха, свободе воли, пророческом достоинстве, предопределении и т. п. Составил небольшой сборник хадисов (муснад).

    Кроме того, Абу Ханифе принадлежит важная роль в развенчании самых разных ересей, охвативших исламский мир в его время. При этом он сумел найти каноническое обоснование необходимости общемусульманского единства и конструктивного сотрудничества.

    Абу Ханифа внес огромный вклад в развитие Ислама в целом, а не только шариатского права. Он заложил инструментарий решения самых разных проблем.

    При выведении правовых решений опирался, прежде всего, на Коран, потом на достоверную Сунну Пророка (мир ему) и его сподвижников (при тщательном анализе текстов на предмет достоверности); в случае если не находил в них решения, выводил решение на основе рационального суждения по аналогии (кыяс). При выборе между слабым хадисом и кыясом или истихсаном отдавал предпочтение последним двум.

    Абу Ханифа был очень скромным набожным человеком. Отличался гибкостью ума, трезвой рассудительностью и проницательнностью. Его деятельность дала важнейший толчок развитию мусульманского права и науке о вероучении Ислама.

    Шафиитский мазхаб. Эпоним – Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Его убеждения основывались на явных и ясных смыслах (нассах) Корана и Сунны, при этом он допускал ограниченное использование рациональных методов.

    Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:
    1. Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение. Ясные и недвусмысленные положения Откровения (нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны и не противоречить им. Большое значение придается толкованию аятов Корана сподвижниками Пророка (мир ему). Коран не может отменять (насх) положения Сунны; если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие, то преимущество отдается Корану, и хадис надлежит считать слабым. Хадисы-ахад (хадисы от единичных передатчиков) принимаются и используются для вынесения правовых решений;

    2. Иджма, прежде всего иджма сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему). Разделена на 2 категории: основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах Откровения и основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках и не признанная всеми (в т. ч. «деяния мединцев», принимаемая лишь в исключительных случаях);

    3. Высказывания сподвижников Пророка (мир ему), в т. ч. единичные, но не опровергнутые другими сподвижниками. При различных мнениях предпочтение ни одному из них не отдается;

    4. Кыяс, проведенный подготовленным правоведом (муджтахид) путем особого исследования (иджтихада). При этом отвергаются истихсан (предпочтительное мнение при противоречии кыяса другим постулатам религии) и истислах.

    С 199 г. х. шафиитский мазхаб приобрел большую популярность в Египте. Сам аш-Шафии после переезда сюда внес изменения в свои сочинения «Ар-Рисаля» и «Аль-Мабсут», приспособив их под новые реалии. Т. о., наследие аш-Шафии можно разделить на раннее и позднее, что вызвало споры о его применении при вынесении фетв.

    Позиции шафиитов не ослабли даже с приходом к власти в Египте шиитско-исмаилитской династии Фатимидов. Позже суннитская династия Аййубидов покровительствовала шаффитскому мазхабу в борьбе с исмаилитами. Мамлюкский султан Бейбарс старался назначать на должности судей представителей всех суннитских мазхабов, но не оспаривал ведущую роль шафиитов.

    После включения Египта в состав Османской империи официальным правовым толком стал ханафитский мазхаб, но шафитский мазхаб (а также маликитский) сохранил позиции в массах народа.

    Длительное время шафиитский толк преобладал в Иране и сохранил последователей несмотря на то, что официальной идеологией государства является сегодня шиизм. В Ираке и Мавераннахре шафиитский мазхаб спорил в популярности с ханафитским. Сегодня шафиитами является большинство арабов Ближнего Востока, а также мусульман Юго-Восточной Азии.

    Шафии Мухаммалд ибн Идрис (150/767–204/820) – выдающийся правовед. Родился в Газе (Палестина), родословная восходит к племени Курайш. Потерял отца в младенчестве и рос в нужде. Стал изучать Коран и хадисы, переехал в Мекку, обучался у известных специалистов, стал свидетелем бурных дебатов между представителями суннитской ортодоксии с защитниками других течений, что значительно расширило его кругозор.

    По словам современников, отличался высочайшими моральными качествами, богобоязненностью, великолепной памятью, логикой, ораторскими способностями. Уже в 20 лет обладал такими глубокими познаниями, что мог выдавать фетвы и передавать хадисы. В Медине брал уроки у Малика ибн Анаса, изучал маликитский (хиджазский) фикх, а также тонкости арабского языка у носителей диалектов.

    Исполнял обязанности кади (судьи) в Наджране, прославился справедливостью в разборе дел, пользовался покровительством наместника (вали). При смене местной власти был обвинен в связи с Алидами, находившимися в оппозиции к `Аббасидам. По сфабрикованному обвинению был арестован и в 184 г. х. в кандалах отправлен в Багдад к халифу Харуну ар-Рашиду, но благодаря заступничеству аш-Шейбани, верховного судьи Багдада, был освобожден и стал гостем и учеником аш-Шейбани, изучил у него ханафитский (иракский) фикх.

    Через 2 года переехал в Мекку. Будучи знатоком маликитского и ханафитского права, использовал положения обоих школ и пытался максимально сблизить их положения при разработке собственной методики. Анализу положений мазхабов посвящены труды «Хулафу’ль-Малик» и «Хулафу’ль-Иракиййин».

    Затем сформулировал методологию и разработал принципы вынесения правовых предписаний (истинбат), которые получили название Усуль аль-фикх, и давал фетвы только на их основании. В Медине начал преподавательскую деятельность.

    В 195 г. х. вернулся в Багдад. Развил постулаты своей правовой школы, приобрел учеников, среди которых были Ахмад ибн Ханбал и Исхак ибн Рабия. Абу аль-Хасан ас-Саббах Зафарани записал его главное сочинение по основам фикха «Китаб аль-Умм». Скончался в возрасте 54 лет в Египте.

    Маликитский мазхаб. Эпоним – Малик ибн Анас. Для вынесения правовых предписаний и суждений Имам Малик опирался на следующие источники:

    1. Коран, прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).

    2. Сунна. Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения Пророка Мухаммада (мир ему), правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир (высшая степень достоверности) и машхур (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков (ахад), если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. Отсюда следует, что Ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (ра´й).

    3. «Деяния мединцев», т. е. устоявшуюся после Пророка (мир ему) в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть ее сомнению. Считал этот источник более надежным, чем хадисы-ахад: «Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми».

    4. Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиунов, но не приравнивал их к хадисам Пророка (мир ему) и принимал, если они не противоречили «деяниям мединцев».

    5. Кыяс, истислах. Истихсан он понимал по-своему, считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы независимо от того, имеется возможность кыяса (суждения по аналогии) или нет. Это он назвал истислахом.

    6. Садду аз-Зарайи – какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, – поощряемо.

    Ученики Малика ибн Анаса продолжили его дело и положили начало формированию мазхаба. Маликитский правовой толк распространился во многих странах. В самой Медине, а также Хиджазе этот мазхаба, правда, не обрел популярности, но нашел многочисленных последователей на западе мусульманского мира, в Северной Африке и мусульманской Испании.

    В маликитской мазхабе имеются различные предписания по правовым проблемам, поэтому его муфтии выдают фетвы на основании наиболее популярного мнения, которое поддерживается маликитскими улемами. Если муфтий затрудняется дать предпочтение какому-то решению из большого количества предписаний, то, по мнению шейха Алиша (ум. в 1299), он должен выбрать наиболее категоричный вариант; другие маликиты считают, что в этом случае муфтий должен выбрать наиболее легкий вариант, так как Пророк Мухаммад (мир ему) всегда предпочитал легкость в религии.

    В маликитской мазхабе существует своеобразная иерархия предпочтений: правовые решения и мнения Малика ибн Анаса более предпочтительны, чем мнения Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее, чем мнение других маликитских классиков.

    Малик ибн Анас (93/712–179/796) – выдающийся правовед. Родился в Медине; предки были родом из Йемена и занимались торговлей. В семье было много знатоков хадисов и коранических наук, у которых Малик обучался с раннего детства. Одним из учителей будущего Имама был его родной дядя Абу Сухайль. 13 лет обучался у известного ученого Ибн Хурмуза.

    Изучал все аспекты исламских наук и все учения, считая широкий кругозор необходимым условием для объективного постижения наук. Тщательно изучал учения различных философских школ.

    Малик был не только выдающимся знатоком хадисов и фетв сподвижников, но и систематизатором этого наследия. Особое внимание уделял подбору и классификации хадисов, установлению личности их передатчиков (равиев) и их надежности. Посещал собрания Джафара ас-Садика – правнука Пророка (мир ему).

    Ибн Анас стремился к разработке правовых методов для вынесения фетв, основанных на независимом мнении правоведа (ра’й), развивал правоведение и сочетал традиционные методы с новыми. Долгие годы преподавал хадисоведение и право в Мечети Пророка (мир ему) в Медине. Занимался проблемами доктринального, вероучительного характера, которые рассматривал с позиции суннизма.

    Среди отличительных качеств Малика была почти феноменальная память, но даже на пике популярности он не стеснялся публично заявлять о том, что чего-то не знает. Он также является автором сборника хадисов «аль-Муватта», где впервые записал хадисы и сделал первую попытку их систематизации, а также отразил правовые аспекты проблем, на основании которых выдавал фетвы, выделив «деяния мединцев», мнения табиунов и т. д. Малику приписываются несколько сочинений по вероучительным и правовым проблемам.

    О Малике много писали ученики, в т. ч. `Абдуллах ибн Вахб (ум. в 197 г.), автор «Аль-Муджасалат», где раскрыт образ имама, приведены примеры его высоких моральных качеств, собраны хадисы от него.

    В сфере политики Ибн Анас считал идеальным правление праведных халифов (да будет доволен ими Аллах). Решительно отвергал шиитскую концепцию о верховной власти, наследуемой только потомками Али ибн Абу Талиба.

    Ханбалитский мазхаб. Эпоним – Ахмад ибн Ханбаль. В методологии вынесения правовых предписаний Имам Ахмад фактически отдавал предпочтение хадисному материалу. Считал хадисы тафсиром (толкованием) Корана. При отборе хадисов решающее значение отводил иснаду, цепочке передатчиков, восходящей непосредственно к Пророку (мир ему); если 2 хадиса противоречили друг другу, сверял их с другими достоверными (сахих) хадисами.

    Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих источниках:

    1. нассы (Коран и Сунна - рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение);

    2. фетвы сподвижников Пророка (мир ему);

    3. мнение сподвижников. В случае различия во мнениях необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям Корана и Сунны;

    4. Хадисы-мурсал и хадисы-да`иф. Ибн Ханбал допускал использование хадисов, в иснаде которых неизвестны передававшие их сподвижники (мурсал), и ссылку на слабые хадисы (да`иф), если не доказана их подложность;

    5. кыяс (метод аналогии решения проблемы с уже решенными на основании доводов Откровения) и истислах.

    6. иджма` (единое мнение различных поколений правоведов);

    7. истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств).

    В ханбалитском мазхабе существует несколько направлений, опирающихся на различные мнения сахабов и таби`унов, сомнения и разночтения в фетвах самого Ибн Ханбаля, различия в передаче его выводов.

    Этот мазхаб никогда не признавал закрытия «врат иджтихада», выступает за продолжение исследований по любым религиозно-правовым вопросам без исключения и настаивает на необходимости наличия муджтахида, наделенного полномочиями вынесения независимых суждений по любым вопросам. (Другие мазхабы на определенном этапы сошлись на том, что необходимо закрыть «врата иджтихада» в тех вопросах фикха, которые подробно разобраны еще основателями мазхабов и их учениками, не имея в виду при этом вновь возникающие проблемы, которым должна быть дана правовая оценка).

    Несмотря на фундаментальную теоретическую основу, признание иджтихада открытым и др., ханбалитский мазхаб не получил особого распространения. Он появился позже других мазхабов и в некоторых моментах отличается косностью и излишней приверженностью букве (в том числе хадисов-даиф). Сейчас ханбалиты доминируют только в Саудовской Аравии, во многих регионах их вообще нет.

    Ахмад ибн Ханбаль (164/778–241/855) – выдающийся мыслитель и правовед. Родился в Багдаде. Лишившись отца, рос под опекой дяди. С ранних лет изучал Коран, хадисы, предания о сподвижниках и таби`унах, овладел грамматическими тонкостями арабского языка.

    Особое внимание уделял хадисам и праву, учился у кади Абу Йусуфа, путешествовал для встреч с передатчиками (равиями) и знатоками хадисов. В «Муснад» собрал более 30 тыс. хадисов.

    В возрасте ок. 40 лет сам стал передатчиком хадисов и начал давать фетвы. Одновременно снискал известность как преподаватель хадисоведения и права.

    Категорически выступил против официального навязывания догмата о сотворенности Корана. Был репрессирован халифами аль-Мамуном, аль-Мутасимом и аль-Васиком, поддерживавшими му`тазилитов; провел в заключении в общей сложности 7 лет. Его борьба окончилась победой суннитской идеологии при халифе аль-Мутаваккиле.

    Убеждения Имама Ахмада соответствовали принципам суннизма. По всем основополагающим вопросам религии он ссылался только на ясные доводы Откровения, высказывания и поступки «праведных предков» (ас-салаф ас-салихин).

    Был очень скромным и набожным, отличался высочайшими моральными качествами. Отказывался занимать придворные должности, никогда не стремился заслужить благосклонность властей, но не призывал также к непокорности и выступал сторонником политической терпимости. Не поощрял нечестивую власть, но считал возможным сотрудничество с ней в добрых начинаниях при условии соблюдения норм Ислама.

    islam.ru

    search
    РЕЛИГИЯ
    подразделы рубрики

    Глоссарий
     словарь дефиниций,
     бытовой разговорник,
     словарь "Двойной стандарт"

    Столпы Ислама
     свидетельство веры
     молитва-намаз
     намаз - самоучитель
     пост-ураза
     налог-закят
     паломничество-хадж

    Составляющие веры
     вера в Бога
     вера в ангелов
     вера в книги Бога
     вера в посланников Бога
     вера в Судный День
     вера в предопределение
     вера в загробную жизнь

    Личности
     жизнь Мухаммеда (мир ему)
     первые праведные халифы
     основатели мазхабов

    Дополнительно
     виды грехов
     отношения между полами
     женщина в Исламе
     воспитание детей
     известные дуа (мольбы)

    Коран etc
     Коран и наука
     чудеса Корана
     перевод Корана (Э.Кулиев)
     перевод Корана (Порохова)
     тафсир (толкование) Корана

     Книжная полка
    Сервис, позволяющий бесплатно скачиваь архивы книг, представленных в нашей книжной полке

     Намаз - самоучитель
    Лента материалов практического руководства с иллюстрациями о совершении омовения, совершении намаза

    © 2007—2025 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве