ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН - один из американских президентов
Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро будешь продавать то, что тебе необходимо.
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    ислам фото
    ФОТКИ
    случайная картинка

    АЗЫ ИСЛАМА
    мусульманство. доступно


    РЕЦЕПТЫ
    татарская кухня

    Тутырма ит белэн Тутырма ит белэн

    Катык Катык
    (простокваша из топленого молока)

    Бэлиш Бэлиш
    (с уткой)

    Вак бэлиш Вак бэлиш
    (с рисом и мясом)

    Бэлиш Бэлиш
    (с рыбой)


    мусульманские сайты
    ЗАКЛАДКИ
    ручная отборка, аннотация


    Вспомогательные репродуктивные технологии

    Распечатать

    Информационное агентство "Исламтат" 11.07.07
    Информационное агентство "Исламтат", Фатима Манзур

    ФЕТВА О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЕСПЛОДИЯ

    Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна! Уповая на Бога Единого, Обладателя истинного знания и мудрости, прошу у Него силы и разумения высказать смиренное суждение, соответствующее истине Слова Господнего, а не суетным знаниям века сего.

    Бездетность или бесплодие (равно как и рождение в семье ребенка и его последующее воспитание) есть испытание от Господа. Воспринять это испытание с кротостью и смирением, уповая на милость и благоволение Всевышнего, ведающего о том, что неподвластно человеческому разумению – удел людей богобоязненных и стойких в вере. Даже пророки и праведники не избежали подобных испытаний и искушений: Пророк Ибрахим (Авраам), мир ему, как и мать пречистой девы Марии вплоть до преклонного возраста не имели детей. Но бездетность – это знак, за которым приходит утешение, ибо благоволение Милостивого Творца обещано тем, кто выдерживает Его испытания без уныния и отчаяния. Пример тому – появление благородного потомства у Авраама (мир ему) и у матери девы Марии. [1][1]

    Однако «Аллах желает для вас облегчения, и не желает затруднения для вас» (Св. Коран, 2:185). Основополагающим шариатским принципом является обеспечение разносторонних интересов человека, удовлетворение его потребностей и облегчение его жизни. Исходя из этого, исламское право направлено на обеспечение человеку гарантий сохранения пяти фундаментальных ценностей: (1) религии, (2) жизни, (3) разума, (4) чести, достоинства и продолжения рода, (5) собственности. Эти ориентиры определяют исламский подход и к решению проблемы бесплодия.

    Если в результате тщательного медицинского обследования будут выявлены устранимые путем лечения причины бесплодия, то, по мнению исламских богословов, необходимо и дозволено применение различных форм лечения этого недуга, не нарушающих первозданной, естественной природы человека. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лечитесь, рабы Аллаха! Господь создал недуги, – и лекарства от них. Лишь старость – недуг неизлечимый» [2][2].

    В случае, если традиционные методы лечения бесплодия оказываются неэффективными и, с учетом возраста и индивидуальных особенностей супругов, имеются авторитетные медицинские показания о невозможности применения каких-либо иных методов, допустимо использование вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе экстракорпорального оплодотворения. [3][3]

    Применение метода экстракорпорального оплодотворения должно быть ограничено исключительно рамками семьи: для оплодотворения могут быть использованы только гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки) мужа и жены. Любое использование донорских гамет является запретным (харам) [4][4], ибо противоречит исламским религиозно-этическим нормам и нарушает святость и целостность супружеских уз, допуская участие в семейно-брачных отношениях третьей стороны.

    Использование донорских гамет приводит к нарушению как родословной, так и генетического кода той или иной семьи. Исламские богословы и правоведы при рассмотрении данного вопроса проводят аналогии с проблемой усыновления и грехом прелюбодеяния.

    Священный Коран запрещает усыновление, когда приемные дети берут фамилию неродного отца: «[Аллах] не сделал ваших приемных сыновей вашими [родными] сыновьями. Это только слова из уст ваших… Обращайтесь к ним по отцам их. Это пред Богом справедливей. А если их отцы вам не известны, [зовите их] своими братьями по вере и ближайшими друзьями [5][5]» (Св. Коран, 33:4, 5).

    Использование экстракорпорального оплодотворения с участием донорских гамет, по мнению факихов, подпадает также под определение необычного, но все же прелюбодеяния: в обоих случаях происходит нарушение целостности супружеских уз (в организм женщины вводятся сперматозоиды мужчины, не являющегося ее законным супругом), нарушается родословная семьи, возникают затруднения при определении истинных отца и матери будущего ребенка.

    Применение вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия порождает проблему статуса эмбриона человека. Самые жизнеспособные, с точки зрения врачей, человеческие эмбрионы из числа полученных в результате внетелесного оплодотворения вводятся в полость матки женщины, остальные эмбрионы подлежат уничтожению. Какова оценка данной проблемы с точки зрения шариата: можно ли расценивать уничтожение человеческих эмбрионов как посягательство на жизнь будущего человека?

    Позиция мусульманских богословов по данному вопросу основывается на Священном Коране, в котором свыше 1400 лет назад, задолго до современных достижений медицины и генной инженерии, Единый Бог дал человеку знание о тайне зарождения человеческой жизни.

    Единственный и Всемогущий Творец всего сущего говорит в Своем Откровении:

    «О люди! Если вы испытываете сомнения относительно [возможности] воскресения [после смерти, в Конце Света], то [вспомните, что] Мы сотворили вас из земли, потом – из [капли]

    семени, потом – из сгустка крови, потом – из кусочка плоти, частично сформированного, частично бесформенного, чтобы разъяснить вам [эту тайну]. И, по воле Нашей, то, что угодно Нам, остается во чревах на определенный срок. Затем выводим вас [из материнского чрева сформировавшимся] младенцем…» (Св. Коран, 22:5).

    «Истинно, Мы сотворили человека [Адама] из квинтэссенции глины; затем Мы поместили его [человека] в виде капли семени в надежное, защищенное место; [6][6] затем Мы создали из этой капли сгусток крови, из сгустка крови потом создали кусочек плоти. Потом Мы сделали [этот] кусочек плоти костями и облекли их мясом. Затем Мы вырастили его [человека] как новое создание [7][7]. Благословен Аллах, Наилучший Творец!» (Св. Коран, 23:12-14).

    Пророк Единого Бога Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), получивший знание от Пославшего его, сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же времени – в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет к нему ангела, который вдувает в него душу» (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). [8][8]

    Таким образом, по истечении 120 дней с момента зачатия Господь ниспосылает ангела, который вдыхает душу в формирующегося младенца, и человеческий эмбрион обретает душу и жизнь. С этого времени статус эмбриона человека приобретает новое качественное состояние: возникшая человеческая душа делает его полностью сформировавшимся живым существом.

    Все исламские богословы едины во мнении (иджма‘) о том, что по истечении указанного срока уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением. Селекция и уничтожение избыточных, неиспользованных для оплодотворения эмбрионов до этого срока (что и предполагается в случае экстракорпорального оплодотворения) является допустимым, но при условии соблюдения следующих требований:

    - изначально необходимо оплодотворять, по возможности, минимальное количество яйцеклеток, чтобы число эмбрионов, вводимых в полость матки женщины, не было избыточным;

    - если жизнеспособных эмбрионов оказалось избыточное количество, то лишние оставляются без медицинского внимания, с расчетом естественной остановки деления клеток, и без какого-либо дальнейшего использования;

    - использование лишних эмбрионов в качестве донорских для лечения бесплодия других супружеских пар запрещается. [9][9]

    Что касается случаев многоплодной беременности женщин [10][10], когда, согласно медицинским показаниям, необходимо избавиться от одного или нескольких эмбрионов (например, носителей опасных наследственных заболеваний), то, по мнению исламских богословов, до истечения 120-дневного срока аборт допустим в случае крайней необходимости.

    В то же время, в мнениях богословов разных мазхабов имеются некоторые нюансы.

    Факихи ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что аборт до указанного срока допустим лишь в крайнем случае.

    Факихи маликитского мазхаба считают, что аборт нежелателен даже в первые сорок дней после зачатия.

    Факихи-шафииты допускают аборт в первые сорок дней с момента зачатия, если на то есть обоюдное согласие супругов и предполагаемая операция не скажется отрицательно на способности супруги к деторождению; по истечении сорока дней со времени зачатия аборт категорически запрещен.

    Относительно аборта после истечения 120-дневного срока со времени зачатия все богословы едины во мнении (иджма‘) о том, что это запрещено (харам) и квалифицируется как убийство. По единогласному мнению (иджма‘) всех мусульманских богословов, прерывание беременности на любой ее фазе нежелательно. Однако, согласно шариатскому принципу «необходимость делает запретное разрешенным», в случаях крайней необходимости, например, когда возникает угроза жизни матери, есть обоснованные опасения относительно того, что будущий ребенок может унаследовать трудноизлечимые или неизлечимые болезни, прерывание беременности возможно. [11][11]

    Одним из методов вспомогательных репродуктивных технологий является так называемое «суррогатное» материнство [12][12]. В этой связи, исламские богословы обращают внимание на то, что при привлечении к рождению ребенка третьего человека (помимо отца и матери), материнские функции разделяются между двумя женщинами: биологической матерью (чьи яйцеклетки участвуют в зачатии ребенка и которая воспитывает его после рождения) и «суррогатной» матерью (которая вынашивает, рожает и, возможно, вскармливает ребенка в течение года и более). Согласно Священному Корану, именно последнее определяет женщину как мать:

    «Мы завещали человеку [благодарность] к родителям своим. [Во чреве] носит его мать, за тяжестью испытывая тяжесть. И от груди в течение двух лет не отлучает…» (Св. Коран, 31:14);

    «Мы завещали человеку благодетельствовать к родителям своим. Мать носит с трудом его во чреве и с трудом на свет выносит. Ношение его и отлученье от груди – тридцать месяцев…» (Св. Коран, 46:15).

    Таким образом, использование метода «суррогатного» материнства порождает проблему определения истинной матери ребенка, что имеет духовно-религиозные, этические и правовые аспекты.

    Кроме того, факихи отмечают возможные нежелательные последствия широкого использования данного метода: материально обеспеченные семьи перестанут утруждать себя проблемой беременности и родов, смогут иметь до двенадцати детей в год, так как в здоровом женском организме ежемесячно вырабатывается готовая к зачатию яйцеклетка, и т.д.

    Однако, исходя из стремления облегчить жизнь человека – дать бесплодным женщинам возможность ощутить радость материнства – и создать бездетным супружеским парам условия для продолжения рода, в случае, если для бездетной семьи это является единственной и последней возможностью завести ребенка, исламские богословы допускают использование метода «суррогатного» материнства. В этом случае необходимо соблюсти следующие обязательные требования:

    - женщина-донор («суррогатная» мать) должна быть замужней;

    - согласие мужа женщины, решившей вынашивать чужого ребенка, обязательно;

    - перед введением эмбриона женщина-донор должна выждать три менструальных цикла (около трех месяцев), не имея половых сношений с супругом, для того, чтобы убедиться в отсутствии внутрисемейной беременности;

    - все материальные расходы (питание, лекарства и т.д.) женщины-донора в период беременности (девять месяцев), в послеродовой период (около сорока дней) и т.д. несет отец вынашиваемого ребенка;

    - на родившегося ребенка и на женщину, выносившую его, распространяются канонические запреты на родственные браки, аналогично запретам, касающимся матери и ребенка;

    - женщина, выносившая ребенка, имеет право настоять на том, чтобы младенец был вскормлен ее молоком, дабы не причинять себе физические страдания и воспрепятствовать вскармливанию ребенка искусственным молоком. [13][13]

    Применяя вспомогательные репродуктивные технологии для преодоления бесплодия, необходимо понимать, что стремление иметь ребенка любой ценой, истощение женского организма многочисленными медицинскими стимуляциями есть проявление человеческого эгоизма и чревато негативными последствиями для здоровья женщины. При этом важно учесть, что методы вспомогательных репродуктивных технологий разработаны современной медициной совсем недавно. Ещ не определены отдаленные последствия их применения: не будут ли дети, родившиеся от бесплодных родителей в результате медицинского вмешательства, сами страдать бесплодием, ведь самые старшие из детей, рожденных с помощью этих технологий, только вступают в детородный возраст, никто из них еще не имел своих детей.

    Великая мудрость заключена в словах Священного Корана: «Аллаху принадлежит власть над небесами и Землей. Он творит все, что пожелает. Дарует Он, кому пожелает, [только] девочек и дарует, кому пожелает, [только] мальчиков, или объединяет [14][14] [в одной семье рождение] мальчиков и девочек, или же делает, кого пожелает, бесплодным. Истинно, Он – Всезнающий, Всемогущий!» (Св. Коран, 42:49, 50).

    Соблазн излишнего вмешательства в законы, установленные Творцом, есть результат наущений отверженного и проклятого Сатаны, ибо сказано было им: «Воистину, я [Сатана] буду многократно приказывать им [людям], и они будут изменять творения Господа» (Св. Коран, 4:119). Вот назидание Господне для людей, обладающих разумом: «Появилось нечестие [порок] на земле и на море как последствие деяний рук человеческих, чтобы вкусили они часть [зла], которое сотворили. Возможно, они обратятся [к Богу и будут разумно относиться к Его дарам] (Св. Коран, 30:41).

    Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на земле.

    Фетва имама-хатыба мечети на Поклонной горе (г.Москва) зампред. ДУМЕР Ш. Аляутдинова.

    Umma.ru




    ислам молитвы
    МЕЧЕТИ ТАТАРСТАНА
    мусульманство и архитектура

    МЕЧЕТЬ С.ТЮЛЯЧИ ТЮЛЯЧИНСКИЙ Р-Н
    См. подробнее

    ПЕРВАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г.ЧИСТОПОЛЬ
    См. подробнее

    бесплатно ислам
    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    деловые, помощь, разное

    продаю свяшенную книгу Коран...
    Категория: "Продается"

    Срочно нужна комната в москв...
    Категория: "Сниму жилье"

    Сдаю комнату
    Категория: "Сдам жилье"

    Щебень мраморный
    Категория: "Продается"

    Двухкомнатная квартира на Ко...
    Категория: "Сдам жилье"

    Продаю квартиру
    Категория: "Продается"

    Представлю Ваши интересы в У...
    Категория: "Услуги"

    Сдам 3-х комн. квартиру Южно...
    Категория: "Сдам жилье"

    Столбы металлические для заб...
    Категория: "Продается"

    Краны шаровые НЖ Ру 16 МПа
    Категория: "Продается"

    Сдам комнату на сутки, ночь ...
    Категория: "Сдам жилье"

    Помогите устроить жизнь
    Категория: "Нужна помощь"

    мусульмане
    КТО ЕСТЬ КТО
    мусульманство в лицах

    Имам мечети "Кул-Шариф" Казанского Кремля

    Исполняющий обязанности Главы мусульман Уральского региона

    ИНТЕРЕСНО
    статьи, аналитика


    © 2007—2024 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве