Что такое «Курбан»? С точки зрения лингвистики арабского языка «курбан» происходит от глагола «каруба» и имеет значение «приближаться к чему-либо»; с точки зрения фикха «курбан» имеет два значения, как «приближение», к примеру, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «... и молитва - приближение...» (имам Ахмад №13919) и как «жертвоприношение ради лика Всевышнего». Об этом свидетельствует другое изречение посланника Аллаха: «Кто примет ритуальное омовение (гусль) в пятницу и выйдет на молитву в мечеть, то это равнозначно тому, что он принес в жертву верблюда...» (Сахих аль-Бухари №832).
Жертвоприношение в Исламе - это принесение в жертву крупного и мелкого рогатого скота в праздничные дни ради Аллаха. Это отражено в суре «Каусар»: «Молись ради твоего Господа и приноси жертвоприношение». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В дни праздника «удхия» (то есть Курбан-байрама) нет ничего любимее Аллахом, чем жертвоприношение ради Него...» (Тирмизи).
Кому является обязательным совершение обряда жертвоприношения?
Жертвоприношение является обязательным для людей, имущество которых достигает 40 000 рублей, не считая основных потребностей (как, например, дом, машина, одежда, мебель и т.д.). Другими словами, жертвоприношение является обязательным тому, кто в стоянии купить жертвенное животное в праздничные дни. Посланник Аллаха предупреждал, наставляя: «У кого будет возможность принести жертву, но он не сделает этого, то пусть не приближается к нашей мечети». Передают: имам Ахмад №7924 и Ибн Маджа № 3114.
Время жертвоприношения
Совершение жертвоприношения обязательно сразу после праздничной молитвы. Жертвоприношение не будет считаться исполненным, если животное было заколото до праздничной молитвы. Об этом в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «Первое с чего мы начнем этот день – совершим праздничную молитву, потом вернемся и совершим жертвоприношение, кто поступит (таким образом), тот последует нашему пути, а кто совершит жертвоприношение до праздничной молитвы, (то его заколотое животное) будет лишь мясом для его семьи, а обряд жертвоприношения с него не спадет».
Жертвоприношение совершается в течении трех дней: праздничного дня непосредственно и двух последующих. В хадисе передаваемом Умаром, Али и Ибн ‘Аббасом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дней жертвоприношения три, и самый лучший из них первый (день)». Нежелательно (макрух танзих) закалывать животное ночью, так как возникает опасность несоблюдения условий закалывания, коими являются: перерезание двух артерий, пищевода и трахеи.
Кто должен закалывать животное?
Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву. Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то закалывание животного он поручает другому, соблюдая три условия:: закалывающий должен иметь намерение закалывания животного от имени поручителя и желательно, чтобы закалывающий произнес: «О Аллах это (жертвоприношение) от Тебя и (возвращается) к Тебе, прими от такого-то»; закалывающий должен быть мусульманином и закалывание не должно оплачиваться мясом, закалываемого животного.
Каков должен быть возраст животного, приготовленного для жертвоприношения?
Прежде всего, надо отметить, что для жертвоприношения подходят только три вида животных: верблюды, крупно - и мелкорогатый скот. Из этих животных разрешается принести в жертву верблюда пятилетнего возраста; корову или быка двухлетнего возраста; козу или барана годовалого или шестимесячного возраста, если на вид они схожи с годовалым. Эти возрастные ограничения указаны посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как передается в Сахихе Муслима, по свидетельству Джабира, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приносите в жертву животных только зрелого возраста (мусинна), а если у вас будут затруднения с этим, то приносите в жертву барана среднего возраста (джадага)».
Под словом «джадага» в мазхабе Абу Ханифы понимается шестимесячный баран, но, надо отметить, что под это определение не попадает корова или бык, даже если они полтора годовалого возраста и выглядят как двух годовалые. Поэтому надо учитывать, что с точки зрения фикха, под понятие «мусинна» корова подпадает только с двух лет!
При каких физических недостатках или изъянах животного не допускается принесение его в жертву?
Во-первых, явно больное животное; во-вторых, явно слепое; в -третьих, хромое; в четвертых, то животное, у которого отсутствует какой-либо орган, пригодный для употребления в пищу (например, хвост). Поэтому допустимо для кур6ана животное, у которого отрезаны рога, или же кастрированное.
Надо ли закапывать кости животного, принесенного в жертву?
3акапывать нет необходимости, если кости не будут лежать, где попало. Кости и кровь животного не являются священными в исламе, так как Аллах говорит в Коране в суре «Хадж», 37 аят: «Ни мясо, ни кровь не доходят до Аллаха. До Него доходит ваша богобоязненность». То есть намерение ради Кого и чего вы его принесли в жертву.
Как делится мясо жертвенного животного?
Мясо желательно разделить на три части: одну треть следует оставить себе и приготовить праздничное угощение, одну треть - раздать родственникам и беднякам, и еще одну треть оставить на хранение. Так разъяснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ешьте, кормите и храните» (Сахих Муслим №5064). Можно поступить следующим образом: одну треть оставить своей семье, а две трети раздать родственникам, соседям, беднякам и неимущим. А что касается шкуры, то ее можно продать, а вырученные деньги раздать как садака – милостыню.
Также можно приносить в жертву одного барана за всю семью. Как сообщает один из сподвижников пророка Абу Айюб аль-Ансари: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, люди приносили в жертву одного барашка за всю семью» (Тирмизи).
Обязательно ли обращать животное в сторону Киблы во время жертвоприношения?
Ученые объясняют это тем, что во время любого благого действия желательно обращаться в сторону Киблы, даже во время сна и отдыха. Об этом свидетельствуют многие дела и слова посланника Аллаха.
Как приводит Ибн Маджа от Джабира: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время закалывания жертвенного животного всегда ставали по направлению к Кибле, так как, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, всегда когда совершал жертвоприношение, обращался в сторону Киблы». Также во время закалывания животного, желательно аккуратно уложить его на левый бок, приподняв ему голову.
Важные примечания:
* Нельзя снимать шкуру с животного, пока оно не испустило дух.
* При закалывании верблюда или коровы (в жертвоприношении которых могут участвовать от 1 до 7 человек) все участники должны иметь намерение на обряд жертвоприношения. Если целью одного из участников обряда является лишь получение мяса от закалывания животного, то жертвоприношение считается недействительным у всех участников обряда.
* При раздаче мяса жертвенного животного родственникам, бедным и нищим, вероисповедание значения не имеет.
* Животное, приобретенное для жертвоприношения, нельзя доить, стричь шерсть, ездить на нем, т.е. использовать для обыденных целей.
* Жертвоприношение не является обязательным путнику и несовершеннолетнему.
Имам-хатыйб казанской мечети «Энилер», советник Главного казыя РТ Шавкят Абубекеров