ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат ПАУЛО КОЭЛЬО - философ-мыслитель, писатель
Люди никогда не верят тому, что им рассказывают, они должны до всего дойти сами
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    ислам фото
    ФОТКИ
    случайная картинка

    АЗЫ ИСЛАМА
    мусульманство. доступно


    РЕЦЕПТЫ
    татарская кухня

    Шулпа тавык белэн Шулпа тавык белэн
    Суп-шулпа куриная

    Корт 3 Корт 3

    Бифштекс по-татарски Бифштекс по-татарски

    Бармак Бармак
    (с грецкими орехами)

    Куллама Куллама


    мусульманские сайты
    ЗАКЛАДКИ
    ручная отборка, аннотация


    Умма… «мыльных пузырей»

    Распечатать

    Информационное агентство "Исламтат" 15.03.11
    Источник: http://www.islamnews.ru
    Умма… «мыльных пузырей»Многие в нашем мусульманском сообществе России вместо того, чтобы что-то делать, всё чаще занимаются пиар-проектами. Причем пиарят даже не дела, а мыльные пузыри, до которых стоит дотронуться - и они лопнут. Это касается и телевидения, и печатных СМИ, и сайтов, и различных экспертных советов, и сверхдорогостоящей достройки Соборной мечети в Москве - и многих иных вещей. Что это – отрыжка «советской отчётности» стареющих комсомольцев, или «перезагрузка» маниловщины?

    Гигантомания – примета последнего десятилетия

    Быть может, сказанное столь резко – фигура риторического преувеличения? Как это доказать? А тут и доказывать нечего - оглянитесь вокруг, а если на память не помните: загляните в новостные ленты, показывающие хронику жизни мусульманских организаций нашей страны. Что ни мероприятие, то оно, оказывается, «первое в истории»: форум… первый, телевидение… первое, конференция… первая, да ещё и… всероссийская. Следующий шаг, наверное, должен быть таким: вдруг кто-то вспомнит, что перед «первыми» были чуть ранее ещё «более первые»… ну тогда надо дать названия - межгалактическая, а потом межвселенская.

    Представьте себе: где-то в отдаленном регионе России собралась дюжина местных функционеров некоего централизованного духовного управления под председательством его представителя из Москвы. В качестве свадебных генералов пригласили парочку региональных чиновников или бизнесменов... И вот такой междусобойчик громко называется «всероссийской конференцией, форумом, совещанием и т.д.».

    Думаю, здесь есть одно психологическое объяснение (но не оправдание!). Прошло уже 20 лет невиданной ранее для мусульман России свободы вероисповедания, жизни в демократическом обществе – за это время многие конфессии сделали так много и для себя, любимых, и вышли вовне – служить обществу, миссионерствовать, благотворить, помогать и лечить. Я уже давал рекомендацию: прогуляйтесь минут двадцать по нашей столице от Соборной мечети близ спорткомплекса «Олимпийский» по Олимпийскому проспекту в Марьину рощу. По дороге увидите величественный комплекс Армяно-григорианской церкви (скоро будет его открытие), а далее в переулках – образцовый Еврейский культурно-религиозный центр иудеев-хасидов. Зрелище и урок – впечатляющие. Работают же люди!

    А если есть желание провести экскурсию «с ветерком» - скатайте в Тульскую область и посмотрите, как действует целый мини-городок адвентистов Седьмого дня в посёлке Заокский с его учебными заведениями (включающими преподавание не только богословия, но и агрономии), с его медицинскими программами. Сознательно «умалчиваю» про наработки Русской православной церкви Московского патриархата по всей стране – их не заметит только ленивый. Кстати, за эту активность часто критикуют РПЦ МП… как правило те, кто сами не смогли мудро и по-деловому распорядиться возможностями 1990-2010 годов. Как пример социально-делового успеха, напомню о недавнем открытии в Москве многофункционального центра саентологии. И это при максимальном сопротивлении пресловутых "православных активистов" и традиционном возмущении местных жителей! При международном давлении! (В скобках замечу, что я вовсе не агитирую за перечисленные конфессии – просто привожу наблюдения так же, как и природовед ведёт свою «Книгу наблюдений за погодой»).

    Так вернёмся к дорогому нам мусульманскому сообществу.

    «Кто был ничем, тот станет…» - кем?

    И вот что у нас получается: при отсутствии (или при очень скудных результатах) умма постсоветской России упорно стала внедрять выученный ещё в пионерском возрасте лозунг коммунистической песенки «Кто был ничем, тот станет всем!» Большевики остроумно использовали энергию этого лозунга, чтобы очаровать массы необразованных и неимущих, обиженных царизмом простых людей. Но мы-то почему живём всё по тому же люмпенскому идеалу?!

    Извините, а как иначе всё это назвать? Ведь производная той гордыни «первого», «всероссийского» - родившаяся только-только у нас на глазах вселенская пожизненная глупость… пожизненные региональные муфтии. Мне уже приходилось фиксировать этот социальный соблазн. И, честно говоря, вовсе не хочется даже повторять предысторию, когда «первым пожизненным» стал вдруг муфтий Чечни, причём, человек явно достойный и уважаемый - Султан Мирзаев, у которого очень много заслуг. Плоды его трудов налицо в обновляющейся Чечне. И там уже есть чем гордиться – но зачем «подставлять» духовного лидера?

    Затем продолжение этой тенденции мы недавно увидели в Тюмени, причём с не менее уважаемым шейхом и имамом – Галимжаном Бикмуллиным.

    Но если стали выбирать «пожизненных региональных муфтиев» - до чего мы дойдём? Давайте дальше перейдём к «пожизненным замам, мухтасибам», а почему и не к… «пожизненным дворникам мечети»? И не разрешать им увольняться с работы, даже если они очень захотят! Или вот ещё инновация в наш век инноваций – «пожизненный студент медресе»...

    На самом деле всё это не смешно. Исламский опыт избрания имама, лидера общины, муфтия имеет историю более чем в 1400 лет, есть шариат с его нормами, есть опыт российской истории. Кто говорит о первых халифах, как о примере – поневоле заставляет нас сравнивать нынешних хозяйственников-администраторов с великими лидерами ранней уммы... Правомерно ли это в нашей стране с разрушенными после атеистических погромов национальными и религиозными традициями, которые нам никак ещё не по силам возродить?

    Инновации, конечно же, нужны – чтобы гибко реагировать на изменения в обществе и быть впереди него, а не позади. Кстати, сама этимология слова «имам» - «стоящий впереди». И всегда имелось ввиду, что это стоящий впереди не только на коллективной молитве, но и – главное! – в движении к Аллаху, пример лучшего нрава («ахляк керим»), защитник муслимов в немусульманском обществе.

    Кстати, опять-таки у нас на глазах (и почти незамеченным!) прошёл акт, прямо противоположный мании величия и «пожизненности». Шейх Умар Идрисов, на плечи которого легла историческая миссия - вывести из советского плена умму Нижегородчины в рубежное время 1990-2005 годов - не только выполнил её достойно, но и через 15 лет тотального лидерства в своей области… отказался от наименования себя «муфтием», организовал в соответствии с нормами исламской шура-демократии перевыборы и передал бразды правления ДУМ Нижегородской области избранному имаму Гаязу Закирову. А впереди будут следующие выборы, растёт и учится смена… жизнь идёт. И идёт нормально, без карикатурных преувеличений.

    Большому кораблю – большое плавание среди больших искушений…

    Постойте, скажете вы, и кто-то может возразить так: «Одно дело – пример регионального масштаба, для малого кусочка уммы (ну что такое Нижегородчина в масштабах РФ!), но если речь идёт о пожизненных руководителях централизованных муфтиятов, таких как шейхи Гайнутдин, Таджуддин, шейхи всего Кавказа или вот такая видная фигура, как Паша-заде… Здесь-то и нужен мощный статус!» Простите, но «размер территории» здесь не имеет принципиального значения, быть может, даже наоборот – сменяемость и ответственность лидеров здесь выше.

    Так или иначе, и в этом случае нет смысла в «пожизненных муфтиях». Почему? Да потому, что в любой момент может (а по исламу так должен!) собраться съезд, в любой момент съезд может (а временами должен!) изменить устав и в любой момент снять… «пожизненного муфтия». Благо, действующее российское Законодательство этому не препятствует. Про исламские нормы и говорить нечего – всё очевидно. Поэтому нынешнее избрание кого-то «пожизненным» - весьма условно. Для чего же эту «условность» выносить с такой помпой и пиаром? Жизнь ведь штука для нас, смертных и бренных, непредсказуемая (недаром же мы повторяем «Аллаху алим!») – в любой момент так развернётся…

    Кстати, вот свежие примеры из жизни братских нам по вере мусульманских народов арабского мира. Сколько ни придумали себе методов правления, фактически с «пожизненным» статусом, лидеры Туниса, Египта, Ливии (далее можно ещё перечислять) – ан вот нет… как их всех сейчас стукнуло! Есть, конечно, «конспирологи», которые видят в волне арабских восстаний 2011 года то «руку США», то «когти Израиля»… хотя перепуганы событиями в первую очередь и США, и Израиль. Но главное – волну подняла молодёжь. Та самая, что стала образованнее, чем ранее. Та самая, что научилась пользоваться ИТ-технологиями, которая быстро находит в Сети любую информацию, учится сравнивать, анализировать, в том числе, насыщается исламскими социальными знаниями…

    Ненужный никому сценарий – «сказка про голого короля»

    Дорогие собратья-мусульмане! Поверьте – написал всё это не ради красного словца и вовсе не от желания поюморить. Если над некоторыми горячими головами, в своё время избранными «пожизненными муфтиями», братья по вере немного поиронизировали и забыли (в конце концов, заслуги избранных перевешивают данный им нескладный статус) – то, боюсь, в целом по стране не просто «повторяется то же самое», но развивается опасная тенденция. Отличие уммы от жреческих структур иных религий как раз и состоит в избираемости, сменяемости, соревновательности лидеров. Когда же лидеры застывают при жизни на пьедесталах и буквально «бронзовеют» от наград, почёта и титулов – какой же это духовный соблазн… и для них, и для всех!

    А быть может, тут всё просто по-марксистски решается? В «Бухарских воспоминаниях» шейх Умар Идрисов указывал на необеспеченность пенсиями пожилых служителей уммы – как на главную причину того, что они готовы оставаться на своих минбарах… вплоть до собственной джаназа… Но разве нельзя решить эту проблему? Старшим, пожилым, тем более явно заслужившим почёт служителям – нужна достойная и обеспеченная старость. Разве это не по исламу?!

    Но… если причина всё-таки не в пенсионном вопросе – давайте ещё раз перечитаем великолепную притчу-сказку Андерсена «Новое платье короля» и её модернизированную версию «Голый король» Евгения Шварца - как пособия для будущих «пожизненных муфтиев». И будем, читая их, мысленно сопоставлять это с кинохроникой «арабской волны 2011 года», с несостоявшимися «пожизненно» отцами нации Туниса, Египта, Ливии...

    Последнее, что требуется сказать – буквально и актуально! – о предстоящих в Казани «выборах муфтия». Никто не спорит, что претенденты, согласно выставленным условиям, имеют исламское образование и более 5 лет опыта как руководители общиной. Но – спросите себя честно, уважаемые кандидаты и их сторонники! – разве это критерии для того, чтобы получить статус настоящего муфтия?!

    Увы, даже в критериях отбора такое качество не предусмотрено. Кому-то по инерции хочется блестящего наименования, кто-то просто невежда в этих вопросах, а светским местным властям, конечно, желательно иметь при себе настоящего… татарского муфтия – но разве это правильный ният (духовное намерение)? Разве это не станет очередной карикатурой?

    Замечу напоследок, что ушедший с поста «муфтия Татарстана» шейх Гусман Исхаков был кем угодно, но только… не муфтием. (Добавлю, что я знаю лично этого уважаемого имама и ценю всё доброе, что он сделал как в масштабах своей республики, так и всей России). Да, он был организатором, хозяйственником, основателем многих новых необходимых институтов уммы Татарстана. Но к рангу «муфтия» эти достоинства не имеют отношения. И почему плохо именоваться тем, кто ты есть на самом деле, без преувеличений – руководителем ДУМ, главой ДУМ и т.п.?

    Пришла пора вещи называть СВОИМИ ИМЕНАМИ. Сознаемся: многие из нас в ельцинское время, в условиях неслыханной ранее свободы, делали много нового и в порыве нередко преувеличивали: институты называли «академиями», техникумы – «колледжами», с нуля вдруг произросли целые «исламские университеты», и почти везде появились свои «президенты»… А в умме – уже 72 (!) «муфтия»…

    Но время изменилось: вот, смотрите внимательно – за каждым углом стоят мальчики с компьютерами и смартфонами в руках… Выжидают, а вдруг мы вынудим их… и придётся им выступить на один шаг вперёд и сказать услужливо молчащей толпе: «а король-то… голый!»

    Астахфирулла! Да простит нам наши грехи Аллах! И да исправит наш ният!

    Джаннат Сергей Маркус, Москва




    ислам молитвы
    МЕЧЕТИ ТАТАРСТАНА
    мусульманство и архитектура

    МЕЧЕТЬ "БУРНАЕВСКАЯ" Г.КАЗАНЬ
    См. подробнее

    МЕЧЕТЬ "АХАТ" С.БОЛЬШАЯ АТНЯ АТНИНСКОГО Р-НА
    См. подробнее

    бесплатно ислам
    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    деловые, помощь, разное

    продаю свяшенную книгу Коран...
    Категория: "Продается"

    Срочно нужна комната в москв...
    Категория: "Сниму жилье"

    Сдаю комнату
    Категория: "Сдам жилье"

    Щебень мраморный
    Категория: "Продается"

    Двухкомнатная квартира на Ко...
    Категория: "Сдам жилье"

    Продаю квартиру
    Категория: "Продается"

    Представлю Ваши интересы в У...
    Категория: "Услуги"

    Сдам 3-х комн. квартиру Южно...
    Категория: "Сдам жилье"

    Столбы металлические для заб...
    Категория: "Продается"

    Краны шаровые НЖ Ру 16 МПа
    Категория: "Продается"

    Сдам комнату на сутки, ночь ...
    Категория: "Сдам жилье"

    Помогите устроить жизнь
    Категория: "Нужна помощь"

    мусульмане
    КТО ЕСТЬ КТО
    мусульманство в лицах

    Имам-хатыйб мечети "Шамиль" (г.Казань)

    Имам-хатыйб "Закабанной" мечети (г.Казань), подполковник в отставке

    ИНТЕРЕСНО
    статьи, аналитика


    © 2007—2024 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве