ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат И.Гете
Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    ислам фото
    ФОТКИ
    случайная картинка

    АЗЫ ИСЛАМА
    мусульманство. доступно


    РЕЦЕПТЫ
    татарская кухня

    Тулма Тулма
    (голубцы)

    Будэнэ Будэнэ

    Перемяч Перемяч

    Татлы Татлы
    (домашняя помадка)

    Токмач ит белэн Токмач ит белэн
    Суп-лапша домашняя с мясом


    мусульманские сайты
    ЗАКЛАДКИ
    ручная отборка, аннотация


    Пятый муфтий Мухаммадьяр Султанов (1837—1915)

    08.08.07 Распечатать
    ПЯТЫЙ МУФТИЙ

    МУХАММАДЬЯР ХАЗРАТ СУЛТАНОВ (1837—1915)

    Полное имя: Мухаммадьяр ибн Мухаммадшариф ибн Баязит ибн Габделджалиль ибн Султан ибн Мамят ибн Чобан ибн Тотар ибн Козай ибн Котлыш ибн Акъюл. Он назначается муфтием указом Александра III 2 января 1886 года, к своей работе приступает 3 марта.

    Пятый муфтий был близко знаком с государственной службой, имел большой опыт. Это видно из его биографии.

    Отец Мухаммадьяра хазрата Султанова был кантонным начальником в башкирском войске. Он направил своего младшего сына Мухаммадьяра учиться в Казанскую гимназию. Он заканчивает в ней полный курс обучения, а значит, усваивает светские предметы, знает классические языки, близко знакомится с русским языком и литературой. Короче говоря, на хорошем уровне изучает и западную, и восточную культуры. После окончания гимназии он поступает в Казанский университет. По окончании первого курса он не смог продолжать учёбу из-за болезни. Он поступает на военную службу в 18 кантон Мензелинского уезда, ему присваивают звание урядника. С осени 1857 года начинает работать чертежником в канцелярии командующего башкирского войска, через два года ему присваивают чин зауряд-хорунжия.

    В 1860 году его назначают начальником 20 башкирского кантона. За три года службы на этой должности будущий муфтий показывает себя только с хорошей стороны — награждается похвальной грамотой губернатора, в награду ему выплачивается дополнительно годичное содержание. В октябре 1863 года его переводят помощником кантонного начальника в 7 кантон Мензелинского уезда. В 1866 году он заканчивает военную службу и выходит в отставку в звании подпоручика.

    На гражданской службе ему очень помогает один год учебы на юридическом факультете Казанского университета. С сентября 1866 года он начинает службу мировым посредником в Мензелинском уезде, потом переводится в этом же качестве в Белебеевский уезд. В те годы в России шли реформы, вся юридическая система государства переживала изменения. В этих условиях Мухаммадьяра Султанова избирают мировым судьёй. Такая ответственная служба стала для него отличной жизненной школой, так как, будучи посредником и судьей, он общался с народом, сталкивался со всеми сословиями, защищал их интересы. Умение правильно и справедливо разрешать все самые щепетильные ситуации снискало ему уважение и почёт среди населения. Его добросовестность отмечается и на губернском уровне. В 1869 году за справедливое разрешение земельных споров государственных крестьян его награждают знаком отличия и в том же году удостаивают ордена Станислава. Таким образом, Мухаммадьяр хазрат в течение 20 лет избирается на разные ответственные посты в сфере судебной системы. Постепенно потомственный дворянин, кантонный начальник, кавалер многих орденов становится известным не только в своей губернии, но и по всей России, так как ему приходится общаться и с министрами, этому способствует его совершенное знание русского языка, большой опыт в юриспруденции.

    Став муфтием, Мухаммадьяр хазрат легко находит общий язык с правительственными кругами — в 1888 году ему присуждают орден Станислава первой степени, в 1896 году — орден Анны первой степени, а в 1898 году он награждается серебряной медалью на андреевской ленте. О его большом авторитете перед правительством свидетельствует и установление повышенного — в 5000 серебряных рублей — денежного содержания.

    Мухаммадьяр хазрат был отцом большой мусульманской семьи. Например, в 1888 году его семья была в таком составе: его первая жена к этому времени уже умерла, от неё у него было четверо детей: старшему сыну Арслангали было 26 лет, младшему сыну Искандару — 16 лет, старшей дочери Мадине — 23, а младшей — 17 лет. От второй жены Марьям родилось пять детей: одиннадцатилетний Салимгарайбек, шестилетний Баязит, десятилетняя Фатима, восьмилетняя Бибизулейха и четырёхлетняя Суфия. Все его дети обучались в гимназиях и училищах, для этого муфтий прилагает много стараний.

    Его сына принимают на учебу в военное училище, хотя это и не было предусмотрено законом, для сына муфтия делается специальное исключение, об этом Николай II 11 июня 1889 года издает специальный указ.

    Пятый муфтий сделал очень многое для наведения внутреннего порядка в ОМДС. Он пополняет библиотеку, совершенствует устройство архива, улучшает правила приёма посетителей.

    Повышению авторитета ОМДС в России много способствовало проведение торжеств по случаю его 100-летнего юбилея. Проведению такого большого мероприятия на высоком уровне помогли хорошие связи муфтия с центральной властью.

    Его стараниями вырос авторитет российского муфтия и на международной арене. Если раньше муфтии выезжали в хадж как частные лица, то Мухаммадьяр хазрат впервые совершает его официально. В феврале 1893 года он во главе делегации из 5 человек выезжает из Уфы, 9 марта достигает Стамбула. 19 марта его принимает турецкий султан, расспрашивает его о положении мусульман в России и вручает ему орден «Османия» второй степени. На ношение этого ордена даёт разрешение Николай II своим решением от 15 марта 1894 года.

    Оказанное Мухаммадъяру хазрату внимание со стороны турецкого султана — халифа всех мусульман — не ограничивается лишь награждением орденом. По приказу амира всех правоверных российским мусульманам выделяется часть волос Пророка Мухаммада (с.), хранимых как реликвия. Мухаммадьяр хазрат с великой радостью принимает эту ценность, в Уфе ее помещают в специальный несгораемый шкаф в отдельной комнате. Так благодаря Мухаммадьяру хазрату наш народ становится обладателем такой благословенной, благодатной реликвии.

    Растёт доверие российского правительства к муфтию. На основе закона от 18 декабря 1889 года муфтию даётся право участия в процедуре определения казыев, также в закон вносится положение о назначении, а не избрании муфтиев. Если бы не было принято этих изменений, то Ризаэтдин хазрат Фахретдин не смог бы стать казыем ОМДС, так как он служил имамом в Самарской губернии. Образованность, культуру Мухаммадьяра хазрата можно видеть и в том, что он пригласил на место казыя Р. Фахретдина. Муфтий вносил реальный посильный вклад в развитие национальных культур, при нем в муфтияте трудились ученые просветители М. Уметбаев и Р. Фахретдин. В сентябре 1894 года, когда в Уфу приезжает Акмулла, муфтий устраивает в честь него специальный межлис, где слушают его стихи; поэту оказывается помощь.

    В 1907 году Мухаммадьяр хазрат основывает в г. Уфе журнал «Маглюмат». При его поддержке открывается уфимское медресе «Галия», он торжественно закладывает первый камень при строительстве нового здания этого известного учебного заведения.

    В 1911 году проводятся юбилейные мероприятия в ознаменование 25-летнего его служения на посту муфтия и 50-летия его государственной службы.
    В самый начальный период его служения муфтием происходит разделение среди татарских ученых — на сторонников старого и нового метода — джадидов и кадимистов, причём оба лагеря были настроены по отношению друг к другу враждебно и пытались перетянуть на свою сторону муфтия. Однако муфтий благодаря своей мудрости не стал присоединяться ни к какой группе, а стремился сблизить обе позиции, отдалить их от крайностей. В годы самых ожесточенных дискуссий и борьбы муфтият оставался уникальным местом общения для представителей обоих направлений, своеобразной нейтральной площадкой, где можно было спокойно обсудить наиболее острые проблемы. Нужно отметить, что такая взвешенная позиция муфтия выказывает наличие у него подлинно мусульманской внутренней культуры, так как в хадисах Пророка (с.) указывается, что нет более вознаграждаемого Богом поступка, чем сближение поссорившихся и ставших врагами друг другу верующих. В результате к муфтию с уважением относились обе стороны, об этом свидетельствует их активное участие в проведении его юбилейных торжеств в 1911 году.

    В мае 1915 года муфтия разбивает паралич, и он после полутора месяцев болезни умирает 12 июня в пятницу в 11 часов дня. 14 июня он был похоронен во дворе мечети рядом с Салимгараем хазратом.



    Пульс страдающей Ливии О Ливии  Начало войны  Резолюция ООН
    Герб Ливии Главные новости:
    Сейчас в фокусе:
    Обсуждения в российских блогах:

    ислам молитвы
    МЕЧЕТИ ТАТАРСТАНА
    мусульманство и архитектура

    МЕЧЕТЬ ПОС. ОКТЯБРЬСКИЙ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ Р-Н
    См. подробнее

    МЕЧЕТЬ Д.УРАЗАЕВО КУКМОРСКИЙ Р-Н
    См. подробнее

    бесплатно ислам
    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    деловые, помощь, разное

    продаю свяшенную книгу Коран...
    Категория: "Продается"

    Срочно нужна комната в москв...
    Категория: "Сниму жилье"

    Сдаю комнату
    Категория: "Сдам жилье"

    Щебень мраморный
    Категория: "Продается"

    Двухкомнатная квартира на Ко...
    Категория: "Сдам жилье"

    Продаю квартиру
    Категория: "Продается"

    Представлю Ваши интересы в У...
    Категория: "Услуги"

    Сдам 3-х комн. квартиру Южно...
    Категория: "Сдам жилье"

    Столбы металлические для заб...
    Категория: "Продается"

    Краны шаровые НЖ Ру 16 МПа
    Категория: "Продается"

    Сдам комнату на сутки, ночь ...
    Категория: "Сдам жилье"

    Помогите устроить жизнь
    Категория: "Нужна помощь"

    мусульмане
    КТО ЕСТЬ КТО
    мусульманство в лицах

    Бывший имам-хатыйб казанской мечети "Энилер", помощник главного казыя РТ, руководитель Мусульманской телефонной справочной службы (г.Казань)

    Мухтасиб г.Казани, имам-хатыйб казанской мечети "Аль-Марджани", ректор Казанского исламского колледжа

    ИНТЕРЕСНО
    статьи, аналитика


    © 2007—2025 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве