Сама я нечасто бывала в казанской мечети «Сулейман». Посетить ее всегда почему-то не хватало времени. Однако в этот раз наша редакция поручила мне взять интервью у заведующей отделом образования мечети «Сулейман» Малики ханум Гельмутдиновой. Я отправилась в поселок Левченко, в котором находится эта мечеть. Войдя, сразу обратила внимание на оживление вокруг. Дежурный за столом отвечал на постоянные телефонные звонки, а в воздухе стоял приглушенный гул человеческих голосов. Это шакирды Центра подготовки Хафизов Корана совершенствовали свое мастерство на втором этаже. Имам-хатыйб мечети уехал по срочному делу. В молельном зале читали намаз несколько мужчин, опоздавших на общую молитву. Ни одного человека без дела. К Малике ханум пришла женщина в годах, она вела прием, от которого ее периодически отрывали назойливые звонки – по мобильному и стационарному телефонам. Но все же интервью у Малики Гельмутдиновой я взяла. - Расскажите, как проходят занятия по изучению основ Ислама при мечети «Сулейман» для глухонемых?
- Глухонемым желающим обучиться Исламу мы также как и другим предоставляем все условия. В общем говоря, занятия для глухонемых проходят так же, как и занятия для других людей. Но все же для них нужно особое внимание, эти люди требуют к себе особого подхода, индивидуального.
- Существуют ли какие-то специальные пособия для таких людей?
- Пособий по обучению Ислама для глухонемых как таковых не существует, поэтому нам самим приходится их разрабатывать. У здоровых детей большой кругозор, они получают информацию на улице и дома, по телевизору и от знакомых. А глухонемые дети не имеют такой возможности, к тому, же у них очень маленький словарный запас. Тяжело бывает объяснить даже элементарные вещи. Ведь нужно общаться на их языке. А религиозных, скажем так, жестов вообще нет, во всяком случае, я их не знаю.
- Как же вы объясняете вопросы, касающиеся религии?
- Приходится показывать что-то рисунками, вводить понятные им названия. Также мы показываем глухонемым детям фильмы с субтитрами. Что-то приходится просто писать для них, но они не любят читать много – все они очень берегут свое зрение, боясь потерять и его. Они стараются понять рассказчика по артикуляции рта, активно мы используем и жесты.
- Такие ученики усерднее, чем другие?
- Они очень стараются. Такие дети более внимательные, они воспринимают каждое слово, очень внимательно наблюдают на занятиях, стараются все запомнить.
- Сколько сейчас глухонемых шакирдов занимаются у вас?
- Сейчас приходят на занятия около полутора десятка шакирдов, но есть еще и целые семьи – к ним я хожу домой, мы занимаемся в домашней обстановке. Это полные семьи, т.е. муж, жена и ребенок. В одной из семей 2 ребенка, они учатся на Попова, а здесь у нас занимаются также изучением основ Ислама.
- Вы занимаетесь и со взрослыми глухонемыми и с детьми?
- Раньше я уже 2 года преподавала в школе для глухонемых на Попова. Со временем изучать основы Ислама захотели и взрослые глухонемые люди. Но у меня уже не хватало сил заниматься с ними, дорога от мечети «Сулейман» до Попова занимает по 4 часа. В итоге уходило очень много времени и поэтому было решено, что обучение для глухонемых будет вестись только при мечети «Сулейман». Появились курсы, дети начали ездить сюда к нам вместе со своими родителями.
Сейчас мы пытаемся организовать помещение на улице Кремлевской, так как есть несколько человек, по состоянию здоровья или возрасту не способные добираться до нашей мечети. Поэтому хотелось бы проводить часть занятий там. Таких людей кто-то должен сопровождать.
- Насколько трудно объясняться на языке жестов?
- Я свободно владею языком жестов, однако сейчас меня пригласили еще и на курсы повышения квалификации, после которых я смогу переводить на их язык целые проповеди.
- Я знаю, что вы ведете также просветительскую работу со слепыми. Расскажите об этом
- Мы налаживаем просветительскую работу со слепыми. Сейчас мы ждем, когда нам пришлют из Турции экземпляр Корана для слепых, он написан на их языке и читается пальцами. У нас в России очень трудно найти такое издание, мы связывались с различными людьми и организациями, но пока не смогли найти такой Коран. Надежда появилась в Москве, где на одной из выставок должен был оказаться такой. Мы хотели сразу же его выкупить, но его не было.
- Что сейчас вами делается для религиозного просвещения слепых?
- Сейчас я пишу для слепых Хафтияк Шариф – отдельные суры из Корана, для того, чтобы они могли читать и знать их. Такие издания невозможно копировать, но можно множить вручную. На это у нас также уходит много времени, ведь каждое слово нужно выбивать точками. Но мы стараемся, слепые шакирды (ученики – прим. ред.) хотят читать Коран с таким рвением!
Мы пришли на эту землю для того, чтобы поклоняться Аллаху и мусульманам нужно распространять Его религию. Человек не может впустую проводить свое время!
- Наш сайт уже писал о том, что при мечети «Сулейман» занимаются и дети из спецшколы. Расскажите о них немного подробнее
- У нас занимаются дети из колонии. Они также очень способные. Когда подходило начало поста в этом году они изъявили желание держать уразу. Директор колонии пошел навстречу и разрешил им. Они приходят к нам каждый день под присмотром воспитателя, читают намаз-таравих и вечером возвращаются обратно.
Такие дети уже успели многое увидеть, у них трудное детство. Суд направил всех их в эту спецшколу, там они проходят обучение, как школе. Часть из них уже второй год посещают и нашу мечеть с разрешения родителей и администрации учреждения.
Упомяну, что нашу беседу дважды прерывал телефонный звонок и один раз дежурный мечети, который срочно позвал Малику ханум. Удивительно, она нужна была каждую минуту, эта мусульманка своей искренностью и самоотдачей вызвала у меня чувство глубокого уважения.
Беседовала Амина Баширова