(Информационное агентство «Исламтат», Казань, мнения и комментарии)
В декабре 2007г. генеральный прокурор Татарстана Кафиль Амиров внес в законопроект протест против некоторых положений закона РТ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1999г. Согласно этому закону, религиозные организации имеют право обладать вакуфным имуществом (имущество исламской общины, которое используется для благотворительных целей и канонически не подлежит отчуждению – ИА «Исламтат»). Однако вопросы собственности относятся к исключительной компетенции федерального центра, следовательно, само принятие подобного положения о собственности в законе РТ стало превышением полномочий республиканскими парламентариями, посчитали в Прокуратуре Республики Татарстан. Данное вторжение в компетенцию федерального законодателя и пытается исправить генпрокурор РТ, протестуя не против всего закона, а против положения о вакуфном имуществе (и некоторых других). Ближайшая сессия Госсовета РТ, на котором может быть рассмотрена данная инициатива К. Амирова, состоится в конце февраля 2008г. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили заместителя муфтия Татарстана, председателя фонда вакуфов РТ Валиуллу Якупова.
Р.Х. Расскажите, что это за проблема, с чем связаны правовые трудности в реализации канонических предписаний по поводу исламского имущества?
В.Я. Проблема эта относится к двум субъектам – республиканским Прокуратуре и Госсовету. ДУМ РТ к данной правовой коллизии не имеет никакого отношения. Единственное, что может сделать в данной ситуации муфтият – обратиться к федеральному законодателю (который и регулирует отношения собственности – Х.Р.) с предложением, чтобы на федеральном уровне (а не только на республиканском, как сейчас) была закреплена неотчуждаемость вакуфного имущества. Но даже наличие положения о вакуфном имуществе в законе РТ за прошедшее с момента его принятия десятилетие не выполняло возложенной на нее функции. В этом смысле данное положение (кстати, в некотором смысле уникальное для светского законодательства в РФ – Х.Р.) являлось чисто декоративным.
Духовное же управление предлагает внести само понятие «вакуфное имущество» не только в указанный закон РТ, но и соответствующий федеральный закон, чтобы мусульмане всей страны имели возможность оказывать благотворительную помощь мечетям, медресе и т.д. Более важное изменение предполагается внести в Налоговый кодекс РФ с тем, чтобы данное имущество не облагалось налогами, как сейчас, в связи со своим благотворительным назначением.
Р.Х. Как действует вакуфное имущество, что оно из себя представляет?
В.Я. Приведем пример вакуфных взаимоотношений на низовом уровне. Верующий дарит мечети определенное имущество, например, квартиру. За вычетом налогов, поступающий от эксплуатации (скажем, сдачи в наем – Х.Р.) квартиры доход идет в мечеть. Но мечеть может распоряжаться данным имуществом по своему усмотрению. В предельном случае какой-нибудь нерадивый мулла может просто продать эту квартиру.
Позиция же духовного управления состоит в том, чтобы у выгодоприобретателя по имущественным отношениях вакуфа было право пользования пожертвенным имуществом, но не права владения и распоряжения. Прецеденты этому имели место в нашем государстве – до 1917г., они уже имеют место в шариатском законодательстве большинства мусульманских стран. Однако в тех государствах, где мусульманские имущественные отношения никак не регулируются, наличествует и печальный опыт. Например, в Турции за всю историю порядка 70% всех вакуфов были проданы, утеряны многие вакуфы в Сирии, Алжире и других исламских станах.
Р.Х. Как, на ваш взгляд, должна быть решена эта проблема, есть ли какие-то аналогии, решение схожих вопросов?
В.Я. В светском законодательстве России есть подобные прецеденты. В частности, природоохранные зоны, заповедники, особо ценные памятники являются культурными ценностями государства, поэтому не могут быть проданы или каким-либо иным способом отданы в чью-либо собственность.
Есть прецеденты этому и в религиозном праве в Татарстане – комплекс мечети «Булгар» со своим заповедником и другим имуществом на близлежащей территории.
Тем не менее, на сегодняшний день мусульмане всей России ущемлены в правах в том смысле, что не могут самостоятельно распоряжаться своей или совместной собственностью. Так или иначе, мы надеемся, что данное положение о вакуфном имуществе в законодательстве республики обретет смысл и перестанет быть чисто декларативным. ДУМ РТ хочет, чтобы государство защищало интересы мусульман.
Беседовал Ринат Хабибуллин