Информационное агентство "Исламтат", Фатима Манзур
"Анас рассказывает: Салама, няня сына Пророка Ибрахима (мир ему), однажды сказала Пророку (мир ему): О, Посланник Аллаха (солла Ллаху алейхи ва салам), ты донес добрые вести до мужчин, но не до женщин". Он сказал: "Это твои подруги надоумили тебя задать мне этот вопрос?" Она сказала: "Да, они". Он сказал: "Неужели ни одна из вас не рада тому, что если она беременна от своего мужа, и он пребывает от нее удовлетворенным, ей уготовано вознаграждение, равное вознаграждению того, кто держит пост и искренно молится во имя Аллаха? А когда подходят родовые схватки, никому, кроме Аллаха, на Небесах и на Земле не ведомо, что сокрыто в её утробе, чтобы утешить её? А когда она родит, за каждый глоток молока из её груди и за каждое кормление ребенка ей уготовано вознаграждение, равное вознаграждению, положенному за совершение одного доброго дела. А если она ночью пребывает, не сомкнув глаз возле своего ребенка, ей уготовано вознаграждение, равное вознаграждению того, кто во имя Аллаха вызволяет из рабства семьдесят рабов". (Ат-Табарани)
Известно, что в любой мусульманской семье приветствуется рождение детей, но при современных тенденциях многие из мусульманских семей (особенно традиционно "мусульманских") стали сомневаться в целесообразности подобного репродуктивного поведения.
Рассмотрим причины данной возможности.
В современном мире наблюдается тенденция к сознательному ограничению рождаемости в странах Азии и Африки и наоборот – стремление заставить женщин рожать любым методом в странах Европы и Северной Америки.
Низкая рождаемость поставила ряд европейских стран перед реальной угрозой вымирания. И дело здесь, в общем, не в социальных и материальных проблемах: на деньги, выплачиваемые за рождение и содержание ребенка можно вполне жить не работая. Основная проблема заключается в том, что европейские женщины нацелены, прежде всего, на карьеру и часто забывают о своей главной женской функции – рождении детей.
Подобная тенденция намечается и в России.
В 90-е годы предполагали, что подобная ситуация носит материально-экономический характер, и улучшение произойдет при стабилизации шаткого состояния. Однако, подобного не произошло. Даже увеличение рождаемости в последние 2-3 года связывается не с тем, что больше стали рожать детей, а с тем, что в детородный период вступило относительно большое количество женщин, рожденных в середине 80-х гг. а это был последний пик рождаемости СССР. После него поколение молодежи было значительно меньше.
По статистическим данным – в настоящее время в России только 6,6% семей имеют троих и более детей.
Итак. В настоящее время предполагается психическая зависимость малодетности. Т.е. вероятность того, что даже при улучшении экономической ситуации рождаемость может не увеличиться.
На данную тематику было проведено исследование среди школьниц 9 и 7 классов.
В ходе занятий школьницам был предложен тест для оценки их репродуктивной установки. Тест включал в себя 10 вопросов, половина из которых выявляла идеальную установку, а вторая половина – реальную. Всего было опрошено 33 школьницы из седьмых классов и 30 школьниц из девятых классов.
На вопрос: какое количество детей в идеале должно быть в каждой семье – 1 ребенок ответили 70% семиклассниц и 90% девятиклассниц, 2 ребенка – 24% семиклассниц и 10% девятиклассниц, более 2-х детей – 6% семиклассниц, из девятого класса никто эту точку зрения не разделил. На вопрос: сколько детей вы сами хотели бы иметь – 1 ребенок ответили 85% семиклассниц и 97% девятиклассниц, 2 ребенка – 15% семиклассниц и 3% девятиклассниц, более 2-х детей никто из них не указал.
На вопрос,: в каком брачном состоянии лучше всего создавать семью и рожать детей – "в браке" ответили 60,6% семиклассниц и 50% девятиклассниц. При реальной ситуации – в каком брачном состоянии вы планируете создание своей семьи и рождение детей – "в браке" ответили 45,5% семиклассниц и 23,3% девятиклассниц.
На вопрос: допустимо ли прерывание первой беременности – "да" ответили 30,3% семиклассниц и 16,7% девятиклассниц. А на вопрос: планируете ли вы исходом своей первой беременности аборт – "да" ответили 54,5% семиклассниц и 43,3% девятиклассниц.
На вопрос: на каком году совместной жизни лучше всего иметь первого ребенка – "до 2-х лет" ответили 15% семиклассниц и 13,3% девятиклассниц. А на вопрос: на каком году совместной жизни вы планируете иметь первого ребенка – "до 2-х лет" ответили 9,1% семиклассниц и 10% девятиклассниц.
На вопрос: какой интервал между рождениями детей является наилучшим – "до 2-х лет" ответили 3% семиклассниц и 0% девятиклассниц, "2-4 года" ответили 15% семиклассниц и 10 % девятиклассниц, "более 4-х лет" ответили 82% семиклассниц и 90% девятиклассниц. На вопрос: какой интервал времени вы планируете между рождениями своих детей - "до 2-х лет" ответили 3% семиклассниц и 0% девятиклассниц, "2-4 года" ответили 12,1% семиклассниц и 6,7 % девятиклассниц, "более 4-х лет" ответили 84,9% семиклассниц и 93,3% девятиклассниц.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что:
1. у школьниц выявилась репродуктивная установка на единственного ребенка и потребность в малодетной семье. Причем в большинстве случаев идеальные и реальные установки совпадают, что значит – основной механизм малодетной репродуктивной установки носит психологический характер.
2. для большинства школьниц приемлем вариант рождения детей вне брака и считают создание семьи необязательным вариантом репродуктивного поведения
3. достаточно большое количество девушек собираются прервать свою первую беременность путем совершения аборта
Есть высказывание Пророка Мухаммада (сас) о том, что в Судный день он будет гордиться численностью своей уммы перед остальными умами.
Известно также, что именно репродуктивная установка влияет на жизнеспособность нации.
Низкая рождаемость – это не только пренебрежение установками сунны Посланника Аллаха (сас), но и путь "в никуда" в плане религиозных и национальных интересов.
Фатима Манзур