ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат ПРОРОК МУХАММЕД (МИР ЕМУ) СКАЗАЛ:
«Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается оттуда, Аллах готовит угощение в раю, каждый раз, как он делает это». (Аль-Бухари, Муслим)
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    ислам фото
    ФОТКИ
    случайная картинка

    АЗЫ ИСЛАМА
    мусульманство. доступно


    РЕЦЕПТЫ
    татарская кухня

    Кош теле Кош теле

    Шулпа Шулпа
    Суп-шулпа аппетитная

    Тутырма ит белэн Тутырма ит белэн

    Бармак Бармак
    (с грецкими орехами)

    Куллама Куллама


    мусульманские сайты
    ЗАКЛАДКИ
    ручная отборка, аннотация


    Аналитика. Исламский мир в XXI в. Что ждет человечество?

    Распечатать

    Информационное агентство "Исламтат" 25.09.07
    (Информационный канал "Ислам.Ру". Абдулла Ринат Мухаметов)

    Очевидно, что соприкосновение Ислама, как одного из важнейших факторов мировой политики, с глобализационными процессами станет одной из основных тем XXI в. Также очевидно, что это будет носить конфликтный характер, т.к. Ислам, по крайней мере в его аутентичном виде, уже не вписывается в тот мир, который формирует современная глобализация.

    Весь вопрос в том, в каком виде этот конфликт будет протекать и что получиться «на выходе». Давайте попробуем сделать прогноз.

    Как пишут известные российские специалисты, в существе мусульманского сознания и религиозности есть нечто принципиально противоречащее современной модели глобализации. В отличие от различных христианских вероисповеданий, Буддизма, Индуизма, Ислам требует следования определенному образу жизни, несовместимому (или, может быть, с большим трудом совместимому) с глобалистскими ценностями и представлениями о мироустройстве. (Филатов С.Б. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию (вместо введения) // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. Малашенко А.В., Филатова С.Б. – М., 2004. – 18 с.).

    Однако исламский мир не отрицает глобализацию как таковую, а, по сути, выдвигает свой проект глобализации, и шире цивилизационный проект, в качестве альтернативы происходящему сегодня. Он требует от современного мира, в первую очередь от Запада, кардинальных изменений. Поэтому для того, чтобы найти механизмы встраивания исламского мира в новый формирующийся международный порядок потребуется широкий диалог, учет и уступки с обоих сторон.

    Пока речь об этом не идет, исламскому политическому проекту вообще нет места в политической борьбе на всех уровнях. Запад, признавая, например, легитимность христианско-демократических партий, иудейских и индуистских политических организаций, в основном отказывает в этом Исламу и не идет по разным причинам на конкурентное соперничество ценностных систем, вещь естественную и полезную.

    При этом сужается, по крайней мере в рамках широкой дискуссии, пространство для поиска путей стратегических решений по формированию отношений с исламским миром и создаются условия для интенсификации «горячих» форм конфликта. Избежание же последнего в интересах всего человечества.

    Вырисовываются следующие формы взаимодействия и конфликта исламского мира и глобализации в ее нынешнем виде, формируемой западными элитами:

    1) Силовое подавление и навязывание исламскому миру западных либеральных стандартов. Это, естественным образом, активизирует ответную реакцию в самых жестких формах.

    2) Попытки постепенного относительно мягкого поглощения и включения исламского мира во вновь формируемую международную систему через воспитание и заигрывание с элитами, воздействие в культурной и экономической сфере. С этой целью можно ждать «цветных» революций.

    Данный подход разделяет З. Бжезинский, считая, что синтез «исламского фундаментализма» и «исламизма» будет ему прямо и косвенно способствовать. По его мнению, нет причин абсолютной несовместимости «ислама и демократии». Но при этом он замечает, что задача «переваривания» исламского мира будет сложнее создания трансатлантического сообщества после Второй Мировой войны. (См.: Бжезинский Збигнев. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. – М., 2005, 83 - 88 с.).

    Е. Примаков высказывает схожую позицию, выступая за разделение понятий «исламского экстремизма» и «исламского фундаментализма». С последним он связывает перспективу перехода в «исламскую демократию, соседствующую с традиционными ценностями». (Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. – М., 2003. – 47 - 49 с.).

    Даже по Хангтинтону, «Исламское возрождение – это последняя фаза приспособления Ислама к Западу». «Подобно фундаменталистам других религий исламисты в подавляющем большинстве являются участниками и порождением процесса модернизации», - считает ученый. (См. Хантингтон Самуэль. Столкновение цивилизаций. - М., 2003. – 167 с.).

    3) Сосуществование двух систем. Т.е. определенный аналог «холодной войны» 50-80 гг. XX в. между СССР и США.

    4) Конвергенция. Постепенное взаимопроникновение, взаимообмен, взаимообогащение наработок исламского мира и современных процессов глобализации.

    5) Ислам – как центр и выразитель общемирового протеста. Иными словами, политическая доктрина Ислама станет общим дискурсом для всех протестных сил на планете, выступающих за коррекцию нынешней глобализации.

    6) Участие исламского мира в общемировом протестном движении за коррекцию нынешнего курса глобализации.

    Безусловно, вариант силового подавления абсолютно бесперспективен, и это понимают даже американские неоконсерваторы из окружения Дж. Буша, применяя, наряду с ним, и другие методы. Опора на мощные силовые структуры дает широкие возможности, но в долгосрочном плане подобный способ решения проблемы «исламизма» и общения с исламским миром в целом представляется крайне опасным, что наглядно показала агрессия против Ирака.

    Второй вариант также вряд ли может увенчаться успехом. Исламский мир отнюдь не замыкается на тех или иных государствах. Ограниченность же методов экономического и культурного поглощения в случае с исламским миром демонстрируют сегодня мусульманские диаспоры, проживающие на Западе, которые, несмотря на мощное внешнее воздействие, зачастую лишь укрепляются в собственной идентичности. Кроме того, сценарий «поглощения» в XX в. уже пытались реализовывать самые разные центры силы не раз – но, как показала практика, безуспешно.

    Однако по всей видимости, со стороны ведущих акторов современной глобализации именно эти два сценария, чередуясь, будут претворяться в жизнь.

    Третий вариант в ряду рассматриваемых вряд ли имеет перспективы реализоваться, т.к. противоречит самой сути глобализации, для которой нет закрытых пространств, да и исламский мир не обладает мощным ресурсом, как в свое время СССР, чтобы противостоять второму полюсу мировой системы в рамках глобального двухполюсного противоборства. Говорить на данный счет можно только в том случае, если сами ведущие мировые акторы или часть их пойдут на создание некоего подобия общемусульманского халифата на землях бывшей Османской и Арабской империи с той целью, чтобы сделать исламское движение, ныне почти не связанное с каким-либо конкретным государством, зависимым от таких факторов, как национальный и государственный интерес.

    В перспективе такой халифат неминуемо ждет участь СССР и КНР, т.е. исламский мир должен завязнуть в проблемах своего «стержневого государства» и потерять глобалистский и революционный дух. Но этот вариант представляется почти фантастическим, по крайней мере, пока.

    В самом же исламском мире, на наш взгляд, возобладают идея участия в движении за коррекцию глобализации. Тенденция же к выражению общей протестной роли политической доктрины Ислама вряд ли имеет особые перспективы в виду серьезной конфессиональной ограниченности глобального мусульманского сообщества.

    Таким образом, на наш взгляд, через столкновение первых двух и шестого сценариев в итоге будет реализовываться четвертый. Конвергенция окажет серьезное воздействие на выработку новых форм глобальной социальной организации, на внутренний характер процессов глобализации, разворачивающихся на планете

    Она примет самые разные формы, в том числе жесткой общественно-политической борьбы и силового противостояния. Через мучительную «притирку» и взаимную адаптацию будут формироваться новые представления о совместном развитии и миропорядке, будет происходить взаимообогащение (здесь важно учесть массу проблем Запада - от экономических до морально-философских, которые будут усиливаться).

    Данный процесс можно охарактеризовать как конфликтный диалог, при ведении которого исламский мир также будет выступать как союзник сил, ратующих за коррекцию нынешней глобализации. Результатом его может стать самый весомый вклад последователей Ислама в развитие человеческой цивилизации со времен «золотого века» арабо-мусульманской цивилизации. Этот процесс также будет способствовать преодолению все более углубляющегося глобального кризиса и формированию более справедливого сбалансированного многополярного международного порядка.

    Но говорить об этом будет возможно только, если нынешний всплеск пассионарности исламского мира, способного одновременно действовать в нескольких пространствах, приведет к тому, что он в полной мере станет субъектом своей судьбы. На данный же момент очевидна виртуальность (в виде нескольких проектов) исламского мира как консолидированного субъекта международной политики. Он раздроблен политически, лишен стабильности и слаб в военном отношении.

    Пока исламский мир, скорее, выступает в качестве объекта в чужой политике. Да, мусульманская «улица» имеет значительный пассионарный запал, по всей видимости, присущий фундаментальному Единобожию по определению, и религиозную субъектность, но она отрезана от интеллектуального ресурса и политических технологий, которые позволили бы преобразовать энергию веры в историческую субъектность и политическое влияние. (См.: Джемаль Г.Д. Исламский проект: борьба за историю // Исламская интеллектуальная инициатива в XX в. / Под ред. Джемаля Г.Д. - М, 2005. – 7 с.).

    Роль консолидирующего и преобразующего фактора в современных условиях для исламского мира могут сыграть именно те формы политического самосознания, острие которых будет направлено на проблемы глобализации. Таким образом, преломленный в условиях глобализации исламский политический дискурс, становящийся общей идеологической базой, «языком» всего объединяющегося, пробуждающегося исламского мира, уровень политической культуры которого возрастает, будет определять множество форм контактов мирового мусульманского сообщества с процессами глобализации и влиять на характер политических режимов внутри стран зоны распространения Ислама. Это же будет стимулировать роль исламского мира как противовеса современной агрессивной глобалистской модели.

    Особенно важно то, что такого рода развитие может поспособствовать становлению нового более справедливого международного порядка. Ведь совершенно очевидно, что без учета интересов полутора миллиардов мусульман, находящихся сегодня на подъеме, развитие и баланс на планете невозможен. Глобализация объективно требует этого.

    Необходима выработка новой системы международных отношений, направленной на эффективное противодействие терроризму, нищете, безграмотности, бесправию во многих уголках планеты. На фоне обострения экономических трудностей и социальной напряженности в мире реформирование международной системы является необходимым условием сохранения стабильности и успешной реализации любых программ развития.

    Но успех на этом пути невозможен без снятия противоречий между все возрастающим реальным общественно-политическим весом исламского политического движения трансформистского толка и крайне ограниченными возможностями его активности и самореализации как на национальной и региональной, так и на мировой арене. Есть все основания рассматривать трансформистов как достаточно конструктивную и ответственную силу, способную внести вклад в решение острых проблем международной и региональной политики.

    Иными словами, необходимо участие исламского мира и учет его интересов, которое выражается сегодня в самосознании, выстраиваемом на базе политической доктрины Ислама, преломленной к условиям глобализации.

    Конкретнее требуется:
    - поддержка трансформистского курса с тем, чтобы обеспечить механизмы равного участия исламского мира в международных делах, содействие раскрытию потенциала исламского мира и внесению им своего вклада в дальнейшее развитие человечества с тем, чтобы помочь ему преодолеть внутренние деструктивные явления;
    - выявление в общем потоке исламских политических идей и теорий тех сил, которые могут сбалансировать довольно заметный рост авторитарных и радикальных концепций и составить «полюс умеренности»;
    - урегулирование региональных конфликтов типа палестинского или кашмирского;
    - отказ от «двойных стандартов» в политике по отношению к исламскому миру и от создания из мусульман «образа врага»;
    - отказ от «экспорта демократии» в исламский мир извне;
    - поддержку процесса формирования механизмов политической эволюции исламских политических движений трансформистской направленности, выражающих интересы и культурную идентичность самых различных слоев мусульманского социума, в открытые гражданские институты, которые бы действовали в том числе на мировой арене.

    Без указанных мер вариант конвергенции будет имеет мало перспектив. Мир же рискует получить дальнейший рост изоляционистских настроений и даже «джихадизма» в мусульманской среде, что не отвечает интересам построения более справедливого, сбалансированного и прогрессивного международного порядка.

    Абдулла Ринат Мухаметов, к. полит. наук




    ислам молитвы
    МЕЧЕТИ ТАТАРСТАНА
    мусульманство и архитектура

    МЕЧЕТЬ "ИСЛАМ" Г.КАЗАНЬ
    См. подробнее

    МЕЧЕТЬ С.НИЖНИЕ МЕТЕСКИ АРСКОГО Р-НА
    См. подробнее

    бесплатно ислам
    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    деловые, помощь, разное

    продаю свяшенную книгу Коран...
    Категория: "Продается"

    Срочно нужна комната в москв...
    Категория: "Сниму жилье"

    Сдаю комнату
    Категория: "Сдам жилье"

    Щебень мраморный
    Категория: "Продается"

    Двухкомнатная квартира на Ко...
    Категория: "Сдам жилье"

    Продаю квартиру
    Категория: "Продается"

    Представлю Ваши интересы в У...
    Категория: "Услуги"

    Сдам 3-х комн. квартиру Южно...
    Категория: "Сдам жилье"

    Столбы металлические для заб...
    Категория: "Продается"

    Краны шаровые НЖ Ру 16 МПа
    Категория: "Продается"

    Сдам комнату на сутки, ночь ...
    Категория: "Сдам жилье"

    Помогите устроить жизнь
    Категория: "Нужна помощь"

    мусульмане
    КТО ЕСТЬ КТО
    мусульманство в лицах

    Мусульманский общественный деятель, педагог

    Председатель союза мусульманских женщин Татарстана "Муслима", главный редактор одной из старейших в России мусульманских газет "Муслима", член Президиума общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие"

    ИНТЕРЕСНО
    статьи, аналитика


    © 2007—2024 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве