(Информационное агентство "Росбалт")
В Российском исламском университете (РИУ) в Казани прошел I фестиваль мусульманских СМИ и издательств Республики Татарстан, организованный Духовным управлением мусульман РТ при содействии Фонда поддержки исламской культуры и образования. Мероприятие собрало около сотни издателей и журналистов, пишущих для мусульманских газет и журналов на русском и татарском языке. Одной из его целей являлось намерение перезнакомить между собой всех, «освещающих будни и праздники мусульман». Основным рабочим языком фестиваля был татарский, а на попытки выяснить, о чем говорят докладчики, коллеги отвечали: о мусульманской журналистике.
По словам первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Татарстана Валиуллы Якупова, «в советское время мы и мечтать не могли об организации подобных мероприятий и, наконец, это стало реальностью». В ходе фестиваля прошли выставка-ярмарка «Мусульманская книга Татарстана», в рамках которой проводилась подписка на мусульманские издания, научно-практическая конференция «Ислам и СМИ РТ», круглые столы «Проблемы мусульманских СМИ» и «Роль ислама в культурной и духовной жизни татарского народа и СМИ», семинары «Возможности использования телевидения, радио, современных коммуникационных технологий в целях проповеднической деятельности (дагвата)» и «Электронные СМИ: мусульманские Интернет-ресурсы Татарстана», а также мастер-класс, посвященный созданию самоокупаемого мусульманского средства массовой информации.
Впрочем, говорить о «массовости» достаточно сложно. В силу своей специфики мусульманские издания рассчитаны на исповедующих ислам или стремящихся к этому — причем именно исповедующих, а не просто считающих себя мусульманами по причине рождения в традиционно мусульманской семье. Кроме того, подавляющее большинство участников фестиваля представляли татарские СМИ. Языковой фактор – дополнительный ограничитель роста тиража и влиятельности мусульманских изданий.
Большинство исламских СМИ, по большому счету, не являются таковыми в полном смысле этого слова – им явно не хватает аналитической и оперативной информации, что не удивительно, учитывая редкую периодичность. Некоторые, как, например, ежемесячник «для тех, кто думает, размышляет и живет исламом» «Ислам-info», имеющий русскую и татарскую версию, пытается выйти за рамки жанровых ограничений, публикуя актуальные репортажи, интервью и очерки. Однако и тут по крайней мере половина материалов представляет собой популярное разъяснение бытового приложения исламских постулатов. «Как принять ислам», «Влияет ли имя на судьбу?», «Как жена должна относиться к мужу, чтобы их семья была счастливой?» («разговаривайте с ним нежно и ласково», «будьте всегда в прекрасной форме», «не откладывайте миг близости, если ваш муж чувствует сильное желание», «цените его заботу и будьте благодарны», «уступайте ему» и так далее – подобные советы можно прочитать и во вполне светском журнале «Лиза», что, впрочем, отнюдь не умаляет их ценности), «Что пропагандирует ислам: культ девственности или культивацию целомудрия?», «Пора подумать о вечном», — названия статей говорят сами за себя. Попытки анализа – например, получения ответа на вопрос, что заставляет девушек, отучившихся в медресе, снимать платок – обрываются, толком не начавшись.
«Научно-популярная газета для размышляющих» «Умма», издающаяся по заказу центра дагвата при казанской мечети «Болгар», оправдывает собственное определение. Большую часть ее материалов составляют публикации о «жизни после поста», беседы об арабском языке, попытки анализа «социальной градации в российской умме и ее значении сегодня» и тому подобное. «Куда мы катимся?» — вопрошает анонимный автор заметки на последней полосе. «Мне остается сделать лишь такой вывод: душа и сердце многих молодых людей остается в нравственном бездействии, — считает он. – Я считаю, что проблема останется открытой до тех пор, пока не наступит время покаяния и обращения к исламу».
Констатации вместо аналитики – родимое пятно нынешних мусульманских СМИ, во всяком случае, выходящих на русском языке. Характерно, что многие из них уделяют серьезное внимание экономическим вопросам – особенностям функционирования исламских банков, исламской ипотеки, исламского страхования – и просто обожают разнообразить полосы иллюстрациями с изображением роз с каплями росы, синичек и других пташек, лесных чащоб и прочих символов красоты и силы природы, популярных среди школьниц пятых-седьмых классов.
Участники круглого стола «Роль и значение мусульманских молодежных организаций и современной общественной и культурной жизни России и проблемы совершенствования образования исламской молодежи», прошедшего в Казани в июле в рамках Фестиваля мусульманской молодежи Приволжского федерального округа, констатировали неутешительное состояние мусульманской прессы России, признав ее не отвечающей идеологическим вызовам времени и не имеющей достойного профессионального уровня. Ранее сообщалось, что в будущем году Фонд поддержки исламской культуры и образования, аккумулировавший уже около 60 млн рублей, намерен передать «духовным центрам, которые готовы выпускать достойные средства массовой информации», несколько мини-типографий. Как сообщил на фестивале ректор РИУ Рафик Мухаметшин, в университете планируется открыть спецкурс для журналистов, пишущих на темы ислама. Помогут ли эти меры повысить профессионализм и актуальность мусульманской прессы, покажет время.
Яна Амелина, Казань