2010-й год привел к окончанию правления президентов Татарстана (март) и Башкортостана (июнь), бывших лидерами этих республик еще с советской эпохи, и принадлежавших преимущественно к хозяйственной части номенклатуры. Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов возглавляли республики всю сознательную жизнь постсоветского поколения, а для студенчества последних лет – просто всю жизнь. В сентябре сменился президент и третьей тюркской республики Приволжского Федерального округа – Чувашии. Николай Федоров начал править в Чебоксарах в 1993-м году. Сами республики также уже пережили почти всех своих обитатателей. Автономия Башкирии была признана центральным правительством в 1919г., а в 1922 г. она возникла в современных границах. 90 летие Декрета властей РСФСР об образовании Татарской автономной республики отмечали 27 мая этого года. 24 июня 1920 г. была создана Чувашская автономная область, преобразованная в 1925 г. в автономную республику.
Сейчас на словах ситуация радикально отличается от начала 1990-х гг., называемых эпохой «парада суверенитетов». В настоящее время выдвинуты идеи ликвидации многих преобразований тех лет. Это относится к указанию на наличие «ограниченного» или «разделенного» суверенитета в Конституциях республик, существованию поста президента в российских республиках, действию Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик (в настоящее время существует только между органами государственной власти РФ и Республики Татарстан), преподаванию обоих государственных языков (русского и титульного) в школах и вузах республик. Это сопровождается массовым переводом национальных школ на преподавание на русском языке (особенно вне соответствующих республик) в результате ликвидации национально-регионального компонента (НРК).
В реальности для большинства граждан ситуация в трех республиках ПФО не так сильно изменилась за последнее десятилетие. Новые лидеры представляют титульные этносы и принесли присягу на двух государственных языках. Продолжается преподавание титульных языков республики для всех школьников. Причем по результатам переписи 2002г., в Татарстане и Чувашии этими языками владеют более половины населения, то в Башкортостане - только четверть (татарским треть) жителей. Главы местных администраций по-прежнему назначаются главами субъектов федерации, как и большинство руководителей на уровне субъекта федерации (кроме глав силовых, судебных и контролирующих структур).
Президент Татарстана Рустам Минниханов не оставляет посты в ключевых предприятиях республики. Он был переизбран председателем Совета директоров ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", созданного РТ в 1993 г. для совершенствования управления нефтегазохимическим комплексом. В прошлом году, несмотря на кризис, инвестиции составили 77 млрд. рублей (в основном - на проект ОАО "ТАНЕКО"), т.е. строительство Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. Рустам Минниханов сохранил также должность председателя Совета директоров ОАО "Татнефть». С исламским миром Президент Татарстана предпочитает экономические контакты. Только в августе он нанес визы президентам Туркменистана и Казахстана, регулярно проходят встречи с представителями государств Персидского (Арабского) залива, Турции.
Именно о влиянии религиозного фактора на ситуацию в Башкортостане много писали федеральные СМИ в августе. В дни Рамадана Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел ряд рабочих встреч с руководителями традиционных религиозных конфессий, представленных на территории Башкортостана. На встречах с Верховным муфтием, председателем Центрального Духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином, главой Духовного управления мусульман республики муфтием Нурмухаметом Нигматуллиным и архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном. На официальном сайте президента РБ указывается, что в ходе встреч «была отмечена необходимость усиления разъяснительной работы, особенно среди молодежи, направленной на предупреждение появления различных нетрадиционных религиозных направлений экстремистского толка». 1 сентября в «Независимой газете» в спецвыпуске «НГ-религии» появилась статья Владислава Мальцева «Башкирский джихад. Ситуация в Прикамье стремительно накаляется». Здесь речь идет о ликвидации 17 августа близ деревни Кургаш в Архангельском районе Башкортостана группы боевиков. Упоминается и ликвидация в марте 2010г. так называемого «октябрьского джамаата» (по названию промышленного центра на юго-западе республики) и «Уйгуро-булгарский джамаата» в 2008 г.
Мальцев весьма резко оценивает уфимский режим: «ислам не делает разницы между национальностями, что весьма привлекательно на фоне культивируемого последние два десятилетия башкирского национализма, когда должности во всех ветвях власти доставались в основном соплеменникам президента Муртазы Рахимова. В СМИ неоднократно появлялись данные о том, что к «титульной нации», составляющей 30% населения республики, принадлежит при этом 84% судей, 70% прокуроров, 74% работников МВД и 75% депутатов». Мальцев откровенно злоупотребляет обобщениями: «Подобные события уже много лет не редкость для республик Северного Кавказа. Так же как и обстрелы милиционеров боевиками и подрывы ЛЭП, и последующие за этим прочесывания лесов и гор, и «зачистки» сел»».
На самом деле настроения и обстановка в Уфе и Башкортостане резко отличается от южных республик России. Четырехмиллионная республика является одним из регионов-доноров, крупнейшим российским центром промышленности и сельского хозяйства. Однако негатив в отношении чиновных выходцев с юго-востока республики в Уфе чувствуется. Традиционная башкирская кочевая культура слишком далеко отстоит от городской культуры индустриальных центров, которая исторически является русской и татарской. Поскольку мои предки были деятелями, боровшимися за создание Идель-Урала, а затем Башкирской и Татарской автономий, мне было крайне странно слышать агитацию за Уфимскую губернию от татарских активистов Уфы. Братские народы (причем число смешанных браков татар и башкир крайне велико) должны обладать возможностями для развития в рамках единой республики, а не губернии. До начала 1990-х гг. большинство мусульман всей России, включая Приуралье, были объединены в рамках единого Духовного Собрания. По источникам известно, что в его руководстве были представлены различные сословия и этнические группы. Здесь сотрудничали горожане Казани, Каргалы (затем Оренбурга), уроженцы Заказанья и мишарских регионов, наряду с представителями Приуралья и Западной Сибири, а зачастую и казахов. Мухаммеджан Хусаин и Мухаммедъяр Султанов, Ризаэтдин Фахредин и Габдуррахман Расули выступали от имени всей российской уммы, а не только мусульман Урала. Теперь вместо былого единства мы слышим много разговоров о нем. В итоге, лозунг исламского единства подобран ваххабитами…
Как уже говорилось, власть в республиках имеет свою логику. Так президент Башкортостана фактически поддержал сохранение обязательного обучения башкирскому языку в школах. И в Татарстане часть представителей русского населения требует превратить предметы национально-регионального компонента в факультативы. Куда же деть учителей, большинство из которых молоды и активны? У башкир и татар среди молодежи и среднего поколения выросло значение исламского фактора, а отсутствие улемов (на уровне профессоров богословия, как указывалось в Уставе Духовного управления 1918 г.) не дает возможность дать ответы на актуальные вопросы современности, особенно политические, социальные, экономические. И здесь появляется шанс для радикалов. Перепись населения 2010 г. вновь поставила вопрос о численности татар и башкир, и уже начались кампании по этнической мобилизации как при переписи 2002г.
При этом главное, чтобы в республиках сохранился межнациональный и межрелигиозный мир. В начале 1990-х гг. в крупных городах Волго-Уральского региона проходили массовые митинги и демонстрации, однако они не закончились кровопролитием. Ведь цели зачастую были общими. Так активисты татарских, башкирских и русских организаций вели кампанию против строительства Татарской и Башкирской АЭС, закончившуюся успехом. И хотя этих людей потом разделили разные политические проекты, они не стали демонизировать своих бывших соратников. Ведь всем людям нужны работа и безопасность, чистое небо и улыбки детей. И если народы Поволжья многие века живут между собой в мире и добрососедстве, то это наверное и есть лучшая программа для новых президентов российских республик.
Хабутдинов А.Ю. islamrf.ru