Информационное агентство "Исламтат", Казань, Ринат Габбасов
Приведем несколько аятов из Корана, указывающих на необходимость диалога между людьми:
- «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (49/13);
- «Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах» (5/48);
- «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого» (11/118,119).
В соответствии с данными аятами, отношение одних людей к иным социальным и этническим группам не должно становиться причиной их превосходства. Превосходством же перед Господом являются достижения людей на пути благочестия и богобоязненности. В одном из своих хадисов пророк Мухаммад (мир ему) по этому поводу говорит: «О люди! Помните, что Господь ваш един, все люди произошли от Адама и Евы, и араб не обладает превосходством над неарабом, а неараб не имеет преимущества над арабом; так же, как белый не обладает превосходством над чернокожим, а чернокожий не имеет преимущества над белым, кроме как в набожности и добрых делах ».
Существование нескольких религий, пророков, священных писаний, существование различных социальных групп, общин и наций, и существование между людьми разногласий – все это является вполне естественным. Учитывая данную ситуацию, нам предстоит:
- проявив силу воли научиться преодолевать любые разногласия;
- если возможно, то стараться устранить причины, приводящие к разногласию;
- если это не возможно, то стараться не акцентировать внимание на разногласиях;
- сосредоточить основные усилия на поиске общих начал и точек соприкосновения;
- учитывая вышеперечисленные задачи разработать и внедрить в жизнь проект совместного сосуществования со всеми согражданами.
Последнее и является одной из целей истинных мусульман, прописанной в коранических аятах, приведенных выше.
Платформа межконфессионального диалога
Для закладки фундамента межконфессионального диалога необходимо постараться:
- понять друг друга;
- найти ответы на общие вопросы, поставленные современным миром;
- использовать потенциал религий для решения данных вопросов.
При этом необходимо избегать:
- попыток доказательства превосходства той или иной религии;
- превращения арены диалога в место раздражения и спора;
- превращения диалога в монолог на тему: «вы обязаны меня выслушать»;
- настоятельного требования по типу: «мы признаем Иисуса и Моисея, а вы должны признать Мухаммада (мир ему)».
Платформа диалога по своей сути является почвой для разъяснения религий, т.е. иными словами – исламским призывом. Насколько на этой почве объясняется Христианство, Иудаизм и Индуизм, настолько разъясняется и Ислам, и за круглым столом рассматриваются вопросы, связанные с данной темой. Кроме того, подобного рода диалоги становятся причиной посещения стран, столетиями являющихся центрами исламской культуры, проведения в них конференций, дискуссий, симпозиумов и др. мероприятий, способствующих большему изучению друг друга, преодолению вековой вражды и предубеждений на почве религиозных, культурных и этнических разногласий. В результате подобных мероприятий многие находят возможность сравнить религиозные ценности. А сколько людей по своей свободной воле принимают Ислам, сколько людей дают признание, что Ислам – это небесная религия, а Мухаммад (мир ему) – пророк истины