ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат А. ФОН ГУМБОЛЬТ
Я все больше и больше утверждаюсь в мысли о том, что наше счастье зависит куда более от того, как мы встречаем события нашей жизни, чем от природы самих событий
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    ислам фото
    ФОТКИ
    случайная картинка

    АЗЫ ИСЛАМА
    мусульманство. доступно


    РЕЦЕПТЫ
    татарская кухня

    Бифштекс по-татарски Бифштекс по-татарски

    Шулпа Шулпа
    Суп-шулпа аппетитная

    Тулма Тулма
    (голубцы)

    Кош теле Кош теле

    Тутырма ит белэн Тутырма ит белэн


    мусульманские сайты
    ЗАКЛАДКИ
    ручная отборка, аннотация


    Казыят Казани и Центрального р-на РТ начал обмен опытом с Верховным судом РТ и Арбитражным судом РТ

    Распечатать

    Информационное агентство "Исламтат" 06.09.07
    Казыят Казани и Центрального р-на РТ начал обмен опытом с Верховным судом РТ и Арбитражным судом РТ(Информационное агентство "Исламтат", Казань. Интервью, мнения и комментарии)

    Казыят (учреждение осуществления духовно-судебной исламской власти) города Казани и Центрального района Республики Татарстан является структурной частью Аппарата Центрального казыята ДУМ РТ, включающего также еще 5 региональных казыятов. Не так давно казанский казыят возглавил новый руководитель - Рустам хазрат Зиннуров, также работающий имамом мечети "Кул-Шариф" Казанского Кремля, известный прихожанам по работе в мечети "Казан нуры", проповеднической деятельности, спортивно-организаторской деятельности среди мусульман.

    Р.Х. Ассаламу алейкум Рустам хазрат, расскажите о том, что представляет собой казыят, немного о его истории

    Р.З. Казыят – это институт духовных судей. После революции 1917 года практически полностью этот институт был разрушен и на территории постсоветского государства он практически не существовал. Хотя должность казыя, она всегда вроде бы и присутствовала, но как таковой деятельности не велось.

    Единственный из тех, кого я знаю, активный, работавший в этом направлении, был Габдулхак хазрат Саматов, который долгие годы служил в казанской мечети «Марджани» и параллельно вел казыятскую работу. К нему постоянно обращались люди по личным вопросам, связанным с общественной жизнью, с религией и т.д.

    В связи с последними событиями, я имею в виду ухудшение его здоровья, на последнем съезде мусульман Татарстана 2006 года Габдулхак хазрат Саматов свою кандидатуру лично снял, отказавшись дальше вести свою службу по состоянию здоровья. Должность главного казыя Республики Татарстан была перепоручена Джалилю хазрату Фазлыеву (Балтасинский район РТ).

    При главном казыяте существуют региональные казыи. Их несколько, каждый из них отвечает за свой регион. Регион включает в себя в среднем 6-7 районов РТ.

    В 2006 году перед месяцем Рамадан на очередном Пленуме ДУМ РТ должность казыя по городу Казань и Центральному региону Татарстана была передана мне. В мои обязанности входит как контроль по городу Казани, так и по близлежащим 6-ти районам (Центральный регион РТ). Это Высокогорский район, Пестричинский, Лаишевский, Рыбнослободский, Зеленодольский и Верхнеуслонский районы Республики Татарстан.

    Р.Х. Чем занимается казыят, что входит в вашу компетенцию?

    Р.З. По уставу Духовного управления мусульман РТ сфера влияния, или вопросы, которыми уполномочен заниматься казый, - это отслеживание выполнения распоряжений муфтия РТ, ДУМ РТ по районам и регионам, это постоянный контроль за нравственным обликом «духовных служителей» любого ранга. Казый имеет право проконтролировать как мухтасиба района, так и каждого имама-хатыйба, муэдзина, преподавателя. Казый также ведет рассмотрение канонических дел по семейным вопросам, это бракоразводные процессы, вопросы признания брака действительным/недействительным, вопросы раздела имущества.

    Конечно, на данный момент все наши решения имеют пока только рекомендательный характер. Т.е. люди, которые к нам обращаются, понимают, что выносимое нами решение, в силу некоторых причин на территории Российской Федерации, и в частности на территории Республики Татарстан, имеют официально только рекомендательный характер. Российский гражданин волен этому решению следовать, либо нет. Но мусульманин должен при этом учитывать, что наши решения выносятся именно опираясь на законы Всевышнего. Следовательно, когда человек обратился к нам и получил достаточно разъясненный ответ и решение по его вопросу было вынесено, должен понять, что это решение основано на слове Божьем, на законах Аллаха. Верующий мусульманин не отвергает законы Божьи.

    Р.Х. Расскажите о результатах своей деятельности на сегодняшний день

    Р.З. Центральным казыятом на сегодняшний день уже было рассмотрено несколько дел, которые составляют наш архив, каждое из дел отмечается за уникальным номером, мы ведем свое делопроизводство.

    Милостью Аллаха мы сейчас вошли в тесный контакт с Арбитражным судом Республики Татарстан, перенимаем их опыт ведения дел, вплоть до канцелярских дел, регистрации принятых запросов, вынесенных решений. Также мы сейчас находимся в тесном контакте с Верховным судом РТ.
    На ближайшее время у нас назначены встречи с представителями Казанской епархии – мы также хотим изучить их опыт работы Духовного суда Казанской епархии. Это орган в составе 6 человек и возглавляет его Анастасий.

    На ближайшее время у нас есть планы по сотрудничеству с министерством юстиции РТ, министром Мидхатом Курмановым, мы намечаем близкие отношения с министром МВД РТ Асгатом Сафаровым, с генеральным прокурором РТ Кафилем Амировым, с Конституционным судом РТ. Нас очень интересует работа Третейского Энергетического суда, ведь этот суд является альтернативным и многие прибегают к его помощи при решении своих вопросов.
    Также на будущее у нас большие планы по совместной работе с казыятами других регионов, мы хотели бы проводить совместные совещания, встречи в Казани и на местах. В силу того, что мне перепоручили должность казыя Казани и Центрального региона РТ совсем недавно, мы еще познакомились пока не со всеми районами, но уже близко работаем с Пестречинским районом, благодаря главе его администрации и его помощнику. В этом районе недавно был назначен новый мухтасиб Мансур хазрат. Хорошие наработки идут с Лаишевским районом, были поездки в Высокогорский район, там прошло открытие новой мечети. Предстоят поездки в Зеленодольский район, в Верхнеуслонский район. По мере возможности проводим мероприятия как ознакомительного характера, так и культурные мероприятия.

    Казыят не владеет материальными средствами, но духовные центры, мечети, могут попытаться хотя бы связать имущих – тех, у кого есть хорошие финансовые возможности и желание благотворительности, и неимущих, которые нуждаются в поддержке. Мечеть может как аккумулировать средства на благотворительность, так и показывать отдельным людям конкретные направления, людей, которых можно поддержать. Пророк Мухаммед (мир ему) сказал: «Тот, кто укажет на доброе дело, получит такое же воздаяние, как тот, кто его совершит». Если даже у нас нет средств, то мы должны использовать все другие возможности, искренне указать имущим людям, друзьям, родственникам и т.д. хотя бы на дорогу, по которой можно пойти и сделать доброе дело. Казыят в своей деятельности преследует и эту цель, хоть мы и не располагаем своими средствами.

    Р.Х. Когда вы говорите о том, что казыят перенимает опыт работы светских государственных судов, имеете ли вы в виду то, что они влияют на исламскую судебную систему Казани и Татарстана?

    Р.З. Мы перенимаем исключительно организационного плана опыт. Как вы правильно заметили, у нас специфическое направление. Однако у нас нет организационного опыта и мы хотели бы быстрее его перенять и имеем уже некоторые наработки, слава Аллаху.

    Р.Х. Расскажите о структуре казыята Казани и Центрального региона РТ

    Р.З. В казанском казыяте сейчас всего 2 сотрудника, это я, как казый, и секретарь, выпускница КГУ. Все встречи и мероприятия мы проводим вместе для того, чтобы она, как секретарь, училась делопроизводству в практике. Ведь основной деятельностью казыев является шариатское судопроизводство. Этот институт нам необходимо поднимать кирпичик за кирпичиком, начиная с самого фундамента.

    Р.Х. Расскажите о том, как фиксируются принимаемые казыятом решения?

    Р.З. Когда у меня появилась помощница, первое, что я постарался сделать – зашел в Арбитражный суд республики и мы познакомились со всем необходимым по оформлению дел. Каждое заявление, даже если заявитель в дальнейшем откажется от него, фиксируется, записывается. Все это откладывается в специальные папки, файлы. К сожалению, сейчас у нас нет возможности делать электронный архив, не хватает техники, средств. При вынесении решения оригинал его мы оставляем себе, копию решения выдаем заинтересованным лицам, пострадавшей стороне, стороне, которая является нарушителем.

    Р.Х. Расскажите об обращающихся к вам людях

    Р.З. Вообще, говоря о семьях, хочу сказать, что каждый вопрос является индивидуальным. Возьмите любую семью. Даже могут быть схожие ситуации, схожие вопросы, но в каждом деле есть свой индивидуальный характер, та изюминка, которая здесь скрыта. Ее надо уметь понять, если это получится, то, возможно, мы сможем сохранить очередную семью. У нас уже есть 3 или 4 случая когда мы семью восстановили. Люди приходили с желанием разойтись, но в итоге семьи сходились.

    В казыят Казани и Центрального региона РТ обращались не только люди не только из нашего региона, но и приезжали из соседних республик, из Башкортостана, Марий Эл, Чувашии.

    Р.Х. Что человек может рассказать казыю во время обращения?

    Р.З. Во время обращения к судье человеку допускается рассказать о своем обидчике правду, даже если это будет неприятно слышать обидчику. Т.е. это не является запрещенной Исламом хулой, сплетничеством. Вы имеете в виду гыйба, т.е. сплетни, но это не относится к случаям обращения человека по вопросам к казыю. Потому что казый в связи с тем, что личные вопросы достаточно трудные и щепетильные, должен знать все грани и стороны этого вопроса, изучить их.

    Когда человек решает имущественные вопросы, раздел имущества, наследование, мы хотим увидеть все стороны – братья, сестры, еще кто-либо…

    Р.Х. Как взаимодействуют региональные казыи между собой?

    Р.З. Существуют ежемесячные собрания казыев – каждый второй понедельник месяца все казыи республики собираются в Духовном управлении мусульман Татарстана под председательством Джалиля хазрата Фазлыева. На данный момент с прошлого года уже было 11 собраний, последнее из них прошло буквально неделю назад. Очередное собрание запланировано на март месяц.

    Р.Х. Какие «подводные камни» можно упомянуть в работе казыя, на что он должен обратить особое внимание?

    Р.З. Казый в первую очередь смотрит за нравственным обликом имамов и в то же время он отслеживает выполнение указов и распоряжений муфтия республики. Казыи, как судьи, независимы - во всяком случае, должны быть таковыми. Казый как судья должен быть независимым человеком и от муфтия и от мухтасиба, и от имама-хатыйба, имама-мударриса. Казый должен выносить свои решения справедливо и адекватно, никакого давления на него быть не должно.

    У любого казыя самое тяжелое дело – это бракоразводный процесс. Мы подходит к своей деятельности со всей серьезностью, максимально стараемся сохранить семью.

    Если посмотреть на российское законодательство, мы увидим, что Президент единолично не может снять с должности судью, на это есть квалификационная комиссия. С опытом ее работы мы знакомимся благодаря Арбитражному суду нашей республики. В то же время, когда казыя снимают с его должности, это не единоличное распоряжение одного лица, но коллегиальное решение уполномоченных людей.

    Р.Х. В светском обществе должность судьи считается престижной и почетной, многие юристы стремятся к ней. Что вы можете сказать о ее «исламском аналоге»?

    Р.З. Я хочу сказать ребятам, которые учатся в исламских духовных образовательных учреждениях. Я хочу сказать ребятам, которые учатся на юридических факультетах ВУЗов, в Академии правосудия. У пророка Мухаммеда (мир ему) есть очень хороший, но достаточно страшный с другой стороны, хадис. В нем говорится о том, что есть трое судей, т.е. 3 категории судей. Один из судей в Раю и двое других – в Аду. Первый из них – это тот, который знал истину и выносил решения, опираясь лишь на нее без личных амбиций и внешних факторов. Двое других – в Аду. Один из них знал истину, но выносил ложные решения. Второй из них не знал истину и принимал решения так, как ему заблагорассудится.
    Также в другом хадисе Мухаммед (мир ему) говорит о том, что тот человек, которому дано судейство, тот зарезан без ножа.
    Ребята сами, студенты, шакирды (учащиеся) духовных учебных заведений не должны стремиться к этой должности. Главный казый РТ и все региональные казыи, ни один из нас, по собственному желанию на эти места не пришли. Каждый казый был выдвинут и выбран

    Р.Х. Какие дела вы рассматривали в последнее время?

    Р.З. Буквально недавно поступило одно обращение из района. На данный момент там идет раздел имущества и люди не могут прийти к общему мнению. Одни говорят, что хотят разделить имущество по законам Божьим, другие настаивают на желании разделить имущество по светским законам в связи с тем, что мы живем в светском государстве. Этот вопрос будет рассматриваться на будущей неделе, мы будем встречаться со всеми сторонами, там присутствует три стороны.

    Р.Х. Что делает казый, если уличает, к примеру, имама-хатыйба в недостойном мусульманина поведении?

    Р.З. Эта информация сразу доводится до муфтия республики Татарстан. Он выносится на собрание казыев республики, после детального изучения казыями, вопрос выносится на Пленум ДУМ РТ. Также информация может быть вынесена на районный уровень, после него уже на собрание казыев, затем на согласование с муфтием РТ.

    Здесь обязательно используются принципы и методы состязательного процесса, необходимости доказывания. Ответственность лицо может понести в зависимости от степени вины. Виновный может быть привлечен к административному наказанию, если тяжесть совершенного достаточно велика и не совместима с именем мусульманина, человек может быть отстранен либо на время, либо пожизненно от занятия того или иного поста имама-хатыйба, мухтасиба, мударриса, муэдзина.

    Р.Х. Использует ли казыят Казани и Центрального региона РТ некоторый заграничный опыт или мы довольствуемся отечественными наработками в этом плане?

    Р.З. У нас была поездка в Кувейт, мы встречались с представителями министерства вакуфов Кувейта в июне месяце, проходили семинарский курс по финансово-экономическим и денежным отношениям в Исламе, а также по банковскому и страховому делу. Была получена обширная информация. Бизнес постоянно развивается и рождаются все новые спорные и конфликтные ситуации. Для их решения нам было очень полезно посещение этого семинара. Также мы получили от Кувейтской стороны большую библиотеку по вопросам работы казыята, в связи с чем я хочу выразить благодарность государству Кувейт и Министерству по делам религий. Были получены сборник решений Высшего ученого совета, который действует на весь исламский мир, это издание выходит только в Бахрейне, не выходит в свободную продажу и было нам передано только по личному запросу. Также мы ознакомились с работой исламских организаций, учебных центров.

    Конечно, мы переняли у них некоторый опыт, но в то же время, российская реальность вносит свои коррективы и есть свои особенности, свои трудности, свои плюсы. Говоря о зарубежном влиянии, я бы сказал, что оно не основополагает нашу деятельность, а скорее всего корректирует. Литература в достаточном количестве у нас на данный момент есть, базовая литература по нашей деятельности. Казыят обладает своей специализированной библиотекой. Решения принимаются в сопоставлении с российской реальностью. Надо учитывать, что наше население еще недостаточно духовно образованное.

    Р.Х. Являются ли ваши решения фетвами и как они взаимодействуют с деятельностью, решениями муфтия?

    Р.З. Фетвы – это приоритет муфтия, мы выносим только решения, опираясь на то, что есть в религии. Фетва выпускается по какому-то вопросу, который либо не освещен, либо не освещен в полной мере в предыдущей практике другими муфтиями. Есть некоторые вопросы, которые характерны и их черты присущи только данному региону и муфтий выносит фетву. Это не наше, казыев, занятие, мы не имеем право заниматься этим делом.
    Мы можем дать рекомендации Ученому совету ДУМ РТ. Т.е. к одному казыю поступает некий вопрос и он выносит его на собрание казыев. Далее это собрание дает свои рекомендации Ученому совету для вынесения ими решения.

    Р.Х. Может ли казыят давать предписания верующим, прихожанам мечетей, их имам-хатыйбам о допустимости либо запрещенности следования некоторым исламским организациям и течениям мусульман?

    Р.З. Это в соответствии с уставом ДУМ РТ. Это основа основ работы Духовного управления мусульман. Для нас, мусульман, в первую очередь Коран, затем Сунна пророка (мир ему). У нашего ДУМ РТ есть свой устав, мечети также имеют уставы. Если какая-то организация новая или течение выходят из этих установленных рамок, то Казыят выносит рекомендательное решение со своей стороны, затем оно может быть рассмотрено как на совете казыев, так и на Пленуме ДУМ РТ. И действия той или иной общины могут быть либо разрешены, либо запрещены.

    Беседовал Радик Хуснутдинов





    ислам молитвы
    МЕЧЕТИ ТАТАРСТАНА
    мусульманство и архитектура

    СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ "ЖЭМИГ" Г.ЕЛАБУГА
    См. подробнее

    МЕЧЕТЬ С.НУРЛАТЫ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ Р-Н
    См. подробнее

    бесплатно ислам
    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    деловые, помощь, разное

    продаю свяшенную книгу Коран...
    Категория: "Продается"

    Срочно нужна комната в москв...
    Категория: "Сниму жилье"

    Сдаю комнату
    Категория: "Сдам жилье"

    Щебень мраморный
    Категория: "Продается"

    Двухкомнатная квартира на Ко...
    Категория: "Сдам жилье"

    Продаю квартиру
    Категория: "Продается"

    Представлю Ваши интересы в У...
    Категория: "Услуги"

    Сдам 3-х комн. квартиру Южно...
    Категория: "Сдам жилье"

    Столбы металлические для заб...
    Категория: "Продается"

    Краны шаровые НЖ Ру 16 МПа
    Категория: "Продается"

    Сдам комнату на сутки, ночь ...
    Категория: "Сдам жилье"

    Помогите устроить жизнь
    Категория: "Нужна помощь"

    мусульмане
    КТО ЕСТЬ КТО
    мусульманство в лицах

    Шеф-редактор сайта Ислам.Ру, руководитель издательского дома «Ансар»

    Учёный, религиозный деятель, руководитель центра "Аль-Васатыйя", заслуженный деятель культуры Татарстана

    ИНТЕРЕСНО
    статьи, аналитика


    © 2007—2024 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве